21.05.2010
Мудрая сказка от Ренаты Литвиновой
Презентация нового проекта Ренаты Литвиновой в Российском павильоне на 63-м Каннском кинофестивале – пожалуй, самое яркое и многолюдное из проходивших здесь мероприятий, не считая дня открытия. По справедливому замечанию Андрея Плахова, светский рейтинг павильона благодаря присутствию неподражаемой Ренаты пошел вверх. Работа над фильмом была закончена всего несколько дней назад. Впереди еще монтаж и озвучание. Название (ранее заявленное как «Нас было три подруги») изменили – теперь фильм называется «Последняя сказка Риты». Сценарист и режиссер Рената Литвинова артистично и с юмором поведала о своем замысле.
Сначала показали небольшой ролик, практически черновой сборки, где три женщины (сама Рената, Татьяна Друбич и Ольга Кузина) исполняли весьма чувственный танец. Если первые две актрисы популярны и в представлении не нуждаются, то об Ольге Кузиной (несколько лет назад сыгравшей Софью в спектакле Олега Меньшикова «Горе от ума»), режиссер отозвалась как об опытной театральной актрисе с нерастраченным потенциалом. «А говорят, некого снимать», - сетовала Литвинова. Также она призналась, что любит работать с дебютантами. В данном случае, со студентами мастерской Вадима Юсова. А композитор на картине – Земфира Рамазанова.
«Последняя сказка Риты» - артхаус, в котором будет много снов и, к сожалению, яви. Тема смерти также всегда завораживает Литвинову. Три героини будто бы представляют собой три ипостаси одной женщины, или, по словам Литвиновой, «если одну женщину распилить на три части, будет похоже». «Я показала вам маленький кусочек занавески, а она огромная» - проникновенно говорила автор о своем фильме.
Прощание-завещание Риты – эмоциональный лейтмотив картины. «Конечно, все мои женщины ищут любви», - говорила Рената, попутно отмечая, что мужчины пропали, и этот социальный вопрос трудноразрешим. «Есть статистика, сорок на шестьдесят процентов нас, вычесть оттуда подростков, алкоголиков, колченогих и ни на что не годящихся, и что останется? Жалкая горстка, единственная цель у которой увернуться как-то половчее, потому что такая охота на них идет.» Неизбывная тема мужского-женского нашла отклик у аудитории, и как заметил тот же Андрей Плахов, «некоторые женщины тревожно и нервно засмеялись». С последних рядов последовал вопрос от иностранного гостя, что же так насмешило аудиторию. (Но нужно признать, что с переводчиками Российскому павильону повезло, тут все четко). Литвинова говорила, что картина наполнена безумием, но она не собирается его сдерживать: «Я вижу столько нормального, что в каком-то смысле воспринимаю это как оскорбление».
Мужчин в картине играют режиссеры Николай Хомерики (партнер Риты – О.Кузиной) и Сергей Дебижев (муж героини Т.Друбич). Последний в основном лежит на кровати и играет в карты (Р.Литвинова характеризует это как «последнюю стадию супружеских отношений»). Дебижев также находился в павильоне и с большим интересом смотрел рабочий материал.
Вопрос о будущей прокатной судьбе картины остается открытым. Никто из возможных дистрибьюторов пока не выходил на Ренату Литвинову. Впрочем, она предпочитает сначала закончить фильм, а потом продавать его: «Вот меня все время шокирует, как это можно еще неснятое продавать».
А на дневной дорожке вчера же, у нас прогуливалась Рената Литвинова с изумлённым Артемием Кивовичем и неопознанным мужчиной. Одна позировать Рената не стала, наверное платье ей не очень нравится.