"НЕ ЛИНЯЕТ ТОЛЬКО СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК..."
Где обитают ангелы, скажите на милость ? Вопрос риторический – разумеется на небе, там, куда поднимаем мы взоры в поисках надежды на помощь высших, божественных сил. А скажите тогда, если какому-то ангелу по воле Всевышнего, либо по собственному желанию захочется спуститься с небес на Землю, то какой транспорт он предпочтет, чтобы не слишком долгим был путь ? И вновь ответ очевиден – не так уж и велик выбор современных средств воздухоплавания: ракета или, скажем, самолет. Теперь понятно, почему желающим повстречать живого ангела – обитателя небес – резоннее всего караулить удачу в аэропорту: скорее всего именно там появится это существо не от мира сего в человеческом обличье - например, девушки.
Вот так, в лаконичном блоковском стиле (припомните: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека») зашифровали ключ к пониманию своей картины авторы ленты «Небо. Самолет. Девушка» – римейка популярного фильма 1968 года «Еще раз про любовь» режиссера Георгия Натансона по пьесе Э.Раздинского «104 страницы про любовь».
В кафе столичного аэропорта тележурналист Георгий (актер Дмитрий Орлов - в фильме первоисточнике – физик Эла Евдокимов в исполнении Александра Лазарева), коротающий время в ожидании рейса, знакомится с бортпроводницей Ларой. Рената Литвинова, писавшая сценарий судя по всему «на себя», не рискнула доверить кому-либо другому эту роль, сыгранную 35 лет назад Татьяной Дорониной. И скорее всего оказалась права – образ Лары несет в фильме очевидный авторский оттенок, ибо встроен в сюжетную канву по законам совсем иной, весьма оригинальной архитектуры, нежели доронинская стюардесса Наташа в ленту Натансона. Последняя, помнится, была типичной мелодрамой на современном материале, а сама Наташа – сентиментальной мечтательницей - идеалисткой: «Я мечтала о морях и кораллах, я поесть хотела суп черепаший, я ступила на корабль….», открытое сердечко которой больно ранит прозаическая прагматика жизни: «… а кораблик оказался из газеты вчерашней». Наташа грезила о высокой беззаветной любви, а вот о чем грезит литвиновская Лара (да и грезит ли вообще ?!) – для внимательного зрителя не столь очевидно. Не случайно, наверное, в том эпизоде, где героиня Дорониной исполняла современно-романтическую песенку Александра Флярковского и Роберта Рождественского про кораблик, моросящую весеннюю капель и ромашку-гадалку, Лара из 21 века обращается к ретро-романсу «Если все не так…», прозвучавшему в довоенном фильме «Моя любовь». Немедленно вспоминается Высоцкий: «Эх, ребята, все не так, все не так, ребята !» Вот именно ! Для того и явилась на планету Земля эта девушка – ангел, чтобы словно рентгеновскими лучами посветить души мгновенно окруживших ее персонажей и поставить неутешительный диагноз: «Не так живете !»
Вот она – литвиновская задумка, органично воплощенная на экране режиссером – дебютанткой Верой Сторожевой, расположившей вокруг главной героини галерею наших современников, пораженных, как выясняется, серьезными недугами души и сердца. Они привыкли существовать именно так, по законам российской морали 2003 года, приняли своеобразные правила игры, которые удобны всем, за неимением более комфортных, вероятно. Но когда эти самые правила жизни подвергаются оценке в иной системе критериев, скажем так – высших (небесных ?), то зрителю сразу становится совестно за то, какими нравственно убогими существами предстают под «рентгеновским лучом» стюардессы Лары персонажи фильма, да скорее всего и мы с вами, им подобные. Героический журналист Георгий оказывается примитивным донжуаном, для которого за понятием «любовь» не стоит ничего более бокала вина, предложенного девушке при знакомстве, да решительной атаки с поцелуями и маршрутом в постель. Словно усталый попугай повторяет он «да» на вопросы Лары, любит ли он ее, да еще похоже и удивляется про себя: ну что ей еще надо от такого мужественного красавца - обладателя модной профессии, авто и современно обставленной двухэтажной квартиры ? Подружка Лары по прозвищу Мышка оборачивается меркантильной и рассчетливой Коробочкой, хотя спервоначалу вроде бы олицетворяла образ не очень счастливой девушки, так и не обзаведшейся к 30 годам собственной семьей, этакой заботливой маминой дочки и верной наперсницы главной героини. Безответно влюбленный в Лару командир воздушного лайнера (М.Ефремов) с помятым лицом проигравшегося в пух и прах картежника всякий раз, оказавшись наедине с девушкой, бубнит свои признания, в которых так и слышится: «Сегодня опять не повезло, авось завтра отыграюсь !»
И над всем этим паноптикумом мелких страстей и дешевых надежд человеческих возвышается Лара – право слово, так и хочется написать «в нимбе святой отстраненности от грешной суеты земной». Любовь Лары воспринимается как чистый символ, в ней нет ни матримониальной практичности Мышки, ни беззащитного романтизма доронинской Наташи. Разумеется, Лара произносит слова, совершает поступки, но драматургия этой роли выстроена Ренатой Литвиновой абсолютно линейно: характер героини не претерпевает никаких метаморфоз, не развивается от завязки через кульминацию к развязке, словно робот, действующий по заложенной в него программе – тестировать окружающих на своеобразный уровень “нравственной пригодности”. Диагноз авторов фильма жесток: никому из людей не удается сдать экзамен требовательному ангелу. Даже финальный эмоциональный выброс Георгия, сподобившегося-таки предложить Ларе руку и сердце, не тянет и на «тройку с минусом»: герой скорее «сдает позиции», нежели совершает трудное восхождение к новой для себя духовной вершине.
А вообще-то довольно любопытно отыскивать в фильме маленькие свидетельства неземного происхождения Лары. Например, знакомясь с Георгием, она не сразу называет себя, а в легком замешательстве говорит: «У меня некрасивое имя». В самом деле – ведь им там на небесах наверняка привычнее другие имена, что-то вроде «Азазель», «Люцифер», и звучание родного нашего «Лара» кажется небожителям уродливой какофонией. Дважды по ходу действия заказывает себе Лара «человечью» еду (салат) и оба раза к ней не притрагивается. Не спорю – в одном из эпизодов героиня поддерживает себя порцией коньяка, так, может, так может для ангелов это единственный приемлемый земной продукт ?!
Ну а если серьезно, то в заключение имеет смысл припомнить строки доронинской песенки из ленты – первоисточника: «А весной линяют разные звери, не линяет только солнечный зайчик !». Вот он – мостик, проложенный через 35 лет к образу, созданному Ренатой Литвиновой. «Солнечный зайчик» блондинка Лара – уникальное мерило истинности чувства, его глубины и готовности к самопожертвованию во имя него – подобно эталону в Палате мер и весов не подвержена сезонным метаморфозам, и с первого до последнего кадров фильма являет собой вечный образец, напоминание людям какова любовь идеальная, та, на которую вряд ли кто из нас способен.
Известие о трагической гибели Лары, звучащее из уст рыдающей Мышки в финале картины, воспринимается скорее не как неизбежный факт отторжения грешным миром инородной, светлой субстанции, а как плановое завершение Миссии небесной пришелицы, отправившейся одной ей ведомым путем обратно, в свою привычную ангельскую обитель.
Интересно, а что обо всем этом у Радзинского ?