Форум о Ренате Литвиновой - © RenataLitvinova-Forum "Влюбленные в Ре..."

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



БОГИНЯ: КАК Я ПОЛЮБИЛА

Сообщений 1 страница 30 из 34

1

БОГИНЯ: КАК Я ПОЛЮБИЛА // 2004
исполнительница главной роли, автор сценария, режиссер и продюсер

Следователь Фаина (Рената Литвинова), холодная и несчастливая женщина, знакомится со странным профессором (Суханов) и совершенно одуревает от впервые испытываемой любви. Действие перемещается в загробный мир, и непонятные люди говорят непонятные фразы.

режиссер: Рената Литвинова
автор сценария: Рената Литвинова
в ролях: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Константин Мурзенко, Константин Хабенский

Официальный сайт фильма

0

2

Дневник Фаины

Рената Литвинова попробовала себя в режиссуре, сняв фильм "Богиня: как я полюбила". Что получилось?
Фильм Ренаты Литвиновой "Богиня: как я полюбила", где Литвинова выступает как тотальный автор - сценарист, режиссер, актриса, вышел в широкий прокат. Его увидят посетители кинотеатров более чем тридцати городов страны, и везде Литвинова собирается побывать, раскланяться со своими поклонниками - на Севере и в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке: С авторским кино обычно такого не бывает. Но тут случай уникальный: наша гламурная звезда, любимица фотографов и модельеров, одновременно и своеобразный художник, с туманно-колеблющейся, универсальной одаренностью, не соответствующей никаким узкопрофессиональным рамкам. Ее фильм - обаятельная и бесстрашная попытка лирической дешифровки личного кода, опыт самопознания. Глупо приставать к нему с обычным тупопрофессиональным инструментарием критика - перед нами не правило, а исключение.

Действие фильма происходит когда-то, в общем, примерно сейчас или немного раньше, среди обыкновенных людей, на Земле, в России, которая представлена как опустившееся пагубное пространство с сильно выраженной энтропией. Все здесь облезлое, потасканное, с трещинами, гнильцой, подвохом, "злыми" и "добрыми" зеркалами, опасными пустотами, легко рождающими быструю смерть. Космическая провинция, так износившая материю жизни, что "тот свет" совсем рядом и не сильно отличается от "этого света". Из комически-инфернальной столовой, где среди грязных столов и облупившихся стен, заклеенных обложками "Вога", правит бал пышная Буфетчица, а спиртное и суп можно употребить, только забыв, что у тебя есть реальное тело, нетрудно шагнуть в потусторонний мир, на дорожку меж осыпавшихся елок, усеянную веселыми и жизнерадостными мухоморами. Это еще вопрос, какой из миров здесь "потусторонний". Мертвые тут выглядят порой куда более вменяемыми и бодрыми, чем живые...

Рассказ о столкновении падшего мира с иной сущностью оформлен, как "дневник Фаины", девушки-следователя. Это, конечно, не более чем авторская маска. Фаина - Диана, лунная дева, безгрешное создание чистых стихий, Снегурочка, вызывающая страсть и не ведающая страсти сама. В начале картины как намек на истинное происхождение героини возникает ее прекрасная и ужасная Мама в исполнении Светланы Светличной, эталона красоты 60-х годов. Мама, как положено сонному демоническому искушению, возникает в полной боевой раскраске и роскошном красном платье. (Знатоки творчества Литвиновой опознают платьице без труда - в нем Рената вела рассказ о звездах тоталитарной эпохи в фильме "Нет смерти для меня".) Мама предвещает Доченьке близкую смерть и советует ничего не бояться. Совет излишен - Фаина не знает ни страха, ни любви. Расследование преступлений занимает ее, это эрзац возлюбленной охоты, а истинный кошмар этой опустившейся жизни - быт, испорченный, скудный, лишенный намека на осмысленность и благообразие. Однако на руинах усталого бытия и заношенного быта обитают странно-интересные, заметно больные душой и притом дико страстные люди. Измученный горем до мнимого и страшного спокойствия отец (превосходный Виктор Сухоруков) ищет пропавшую дочь, а ее прячут соседи сверху, преступная пара врачей (Елена Руфанова и Андрей Краско - оба великолепны), мстя отцу за случайно зашибленную собачку. Супруги, статные и выразительные, как античные герои, живут в барокамере абсолютного одиночества и столь же абсолютной взаимной страсти. Похищение девочки задумано ими как наказание отцу за бесчувственность к чужой боли, но не в этом суть, обстоятельного рассказа о произошедшем мы не увидим, а увидим кино - стихотворение об одиночестве, больных страстях, отчуждении, грозной и опасной замкнутости людей, чьи лица неспешно открываются как бронированные двери, а за ними - ужас личных драм и катастроф.

Богиня попалась. Она влипла в этот мир, он схватил ее грубыми пальцами, и божественная цветная пыльца посыпалась с легких крылышек. Черный ворон вьется над ее светлой головой, упорно носит в подарок гадких рыб. Встревоженная, печальная, с бледными губами, она изменяет даже своему преданному служению красоте, поддавшись напору энтропии. Богиня рассеянно пьет мерзкий алкоголь, устало принимает ухаживания верного друга Коли, роняет в ванну толстые книжки без обложек, даже пытается есть суп, куда-то передвигается на длинных породистых ногах, носит с собою потертый портфель с протоколами. Когда в фильме появляется чокнутый Профессор (Максим Суханов), дивно интересный мужчина с воспаленным взором и явно притягательной внутренней жизнью, возникает слабая надежда на простой человеческий роман между равно привлекательными героями. Тщетны эти надежды. Очи небритого, запущенного и оттого неотразимого красавца не глядят на этот свет. Запершись в квартире с преданной горбатой служанкой (неожиданная Ксения Качалина), он кочует по мирам, встречаясь с любимой умершей женой. А Фаина, отстраненная от дел за должностные оплошности, как раз окончательно выпадает из реальности, в которой ничего не поймешь и ничего не исправишь. Лучше уж уйти туда, где примут без труда, или хотя бы заглянуть - что там? Может, там светлей, интересней, понятней? Мертвецы, оккупировав лесные потусторонние дорожки, бормочут, однако, разное. "Заберите меня отсюда!", "Любовь? Ну, это не мясо, но что-то кровавое...", "А ты будешь плакать, когда я умру?" Всевозможно нарядившись, Фаина ныряет в Зазеркалье, где все твердят о любви, но любви никакой нет, и радости нет, и порядка нет, а есть все те же несчастные и больные люди, только неживые. Все, что им не нужно, - это любовь. Если бы настоящий, животворный, золотой свет хлынул в это царство призраков, живых и мертвых, они бы испугались, ослепли, сгорели, растаяли. В конце картины десятки разных людей произносят слово "любовь", напоминая пословицу о том, что, сколько ни тверди "халва", во рту слаще не станет. Этот наивный, горький и душевный финальный аккорд, сопровожденный заунывно-пронзительным плачем певицы Земфиры, удачно завершает очаровательно-угловатое, трагикомическое повествование о разных странностях странной жизни, режиссерский дебют Ренаты Литвиновой. Несмотря на комические заплатки "внутренней рекламы" и множество приятелей в эпизодических ролях, это и не гламурное, и не тусовочное кино. Это, можно сказать, художественный документ, свидетельство того, как оригинальная личность развивается от подражания - к самостоятельности, от личных капризов - к общеинтересному. Даже в ситуации распада культуры можно создать и выстрадать себя - опыт разумного эгоцентризма Литвиновой тому подтверждение.

Полнозвучное авторское высказывание в нашем кинематографе - редкость. Кино нынче в основном немудреное и герои нехитрые. Мало кто занят внутренней жизнью человека. Пошел, увидел, убил. Деньги взял, девушку трахнул. Но, похоже, рядом с огромными, сложными мирами Германа, Сокурова и Муратовой начинает подрастать кино Литвиновой, нарочито женственное, ищущее свои способы композиции, печальное и насмешливое. Где по униженной и опустошенной мужской агрессией и тупостью земле бродят в поисках тепла и смысла женщины. Они не умеют строить в пустыне, у них нет денег, они обязаны быть красивыми и терпеть насилие чужого мира. Они отчаянно боятся старости, нищеты и смерти. Но, как заметил поэт-обэриут Введенский, "кругом, возможно, Бог".
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Из книги Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой". Издательство "Афиша", 2004

- Итак, мы подобрались вплотную к "Богине". Кино загадочное, я сам не понял как следует, у зрителей будет миллион вопросов. Лучше вам объясниться.

- Ну что значит, не понял как следует? Вот, например, очень многих близких мне людей я не понимаю. Бывает, сижу - думаю, что я не в состоянии понять, почему эти люди поступают со мной так. Но меня держит, дает мне силы любовь и нежное отношение к ним. Во мне начинается негодование - а потом я сдерживаю себя, потому что вспоминаю, что когда-то тоже испытала негодование, и это стало моей грандиозной ошибкой. Не давить на людей, ни в коем случае не требовать от них каких-то своих представлений о счастье. То есть: я тебя не понимаю, но я тебя люблю, и это сильнее всего. Вы любите мой фильм - это самое главное.

- Представьте, что перед вами сижу не я, а подозрительная советская комиссия, которая в силах зарезать ваш фильм и не дать ему хода. И задает самый некорректный в мире вопрос:

"О чем этот фильм?"

- Вы знаете этот миф, что боги, полюбив, превращались в людей? А тут у нас наоборот: люди, полюбив, стали богами, приобрели их способности вершить чудеса, входить в зеркала, вызывать двойников, умирать, а потом снова возвращаться, перемещаться из тела в тело, а потом принимать волевые решения остаться там, в потустороннем мире.

Еще есть миф о невозможности тут, на Земле, продолжать любовь. На Земле она не может быть вечной и совершенной...

Любовь в земных условиях - это как медуза под лучами солнца: оно ее ранит. Все-таки ей надо в море. Чтобы сохранять ее нетронутой, нужно покинуть Землю. В моей версии смысл человеческой жизни - полюбить... Меня вообще как зациклило на этой теме - способности полюбить кого-то, как говорит один из моих любимых потусторонних персонажей, которого играет Глеб Алейников: "Мне хочется сказать: "Я люблю тебя", но мне некому это сказать".

0

3

0

4

ЗЕМФИРА ЛЮБОВЬ,КАК СЛУЧАЙНАЯ СМЕРТЬ

0

5

0

6

ТРЕЙЛЕР

0

7

Я так скучаю...

0

8

***

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

9

***

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

увеличить

0

10

***

увеличить

0

11

***

увеличить

0

12

Фаина Литвинова - ну, это самое, следователь она, короче, в околотке. Ну надо же, с чего она следователь, с какой такой бодунской бодунищи начальства, а?.. Кто спрашивать-то будет, кому надо? Все равно у нее творится такое... Но нет, не рассказать. Девочка пропала. Фаина ищет, ищет, да. Долго ищет. Год почти ищет. Отец безутешный ходит туда-сюда, безумными глазами нагоняет тоску-печаль. А что сказать-то отцу? Надо ведь. Что сказать? "Мужчина! Это самое... Не ходите сюда, мужчина"? Нет, нельзя. Потому что жива девочка-то, Фаина чувствует. Она знает, девочка жива. Где-то там она, девочка. Фаина найдет ее, найдет. Какой бы кровавый ветер ни ударил в грудь, заставив запахнуть душу прозрачным халатиком, Фаина найдет. Она следователь. Исследует, это самое, жизнь. Такую жизнь вокруг. Странную.

Что там было дальше - я вам не расскажу. Нет, не расскажу. Да и нельзя мне. Что вы губы-то кучерявите? Есть вопросы, о которых нельзя говорить-рассказать. Они запрещенные, о них можно только рыдать бесконечно, поднимая глаза, полные, это самое, муки наполненные-переполненные. Да, девочка нашлась. Где Фаина чувствовала - у этих... странных... Ну, у медиков этих. Надо же, они так наказали мужчину, который не уберег их собачку. Ведь когда кого-то близкого не уберегаешь, потом понимаешь, как это странно и ужасно: недоласкал, недолюбил, недострадал, хотя на это было, ну, столько минут, секунд и часов. Как можно потом, как можно? Они и взяли девочку, чтобы мужчина этот понял, как тяжело страдать. А потом они умерли - вместе. Потому что это высшее наказание, когда кто-то любимый тебя опережает. Вот они, это самое, ушли как по ниточке, все вверх и вверх, в это белое безмолвное, это самое, молоко.

А Фаину все время мама звала к себе. Туда, в молоко. Все время, главное дело, являлась ночами, во снах. Махала, это самое, руками так манерно-манерно, всплескивала, как лебедь. Говорила, что не надо бояться умереть. Фаина и не боялась. Что ей бояться? Только любовь мешает человеку умереть. Фаина не любила. Она вообще была такая... Одинокая такая. Совсем-совсем одна. Одинешенька. Ее любил один там... этот... И другой тоже. Даже сидевший один, ничего особенного, пришел, женщину схватил и все требовал ее к себе. Жалился. Фаина пришла, чего же, главное дело, не прийти-то? Он же звал. Она и на минуточку.

Но ведь нельзя... Как же это? Не прыгнуть же в воду, да? Это ж, это самое, раздеваться надо. Трусы снимать. Лететь в реку, ушибиться. А потом милиция, веревку будут кидать. Но из реки не выплыть. Там все камнем отделанное. Сверху милиция, а снизу она - вся голая. Может, трусы не снимать?

***

Обычно зрители делятся примерно на три категории при просмотре этого фильма. Категория первая: "Блин, что она, дура, что ли?" Категория вторая: "Восхитительная бредятина". Категория третья: "Ой, ну надо же... Ведь, это самое... Как правильно-то, господи!" Я отношусь ко второй категории, но это не имеет особого значения.

Что собой представляет фильм "Богиня: как я полюбила"? Фильм представляет собой Ренату Литвинову во всем ее блеске: манерном, пафосном, истерично-шизоидном, умном, самостильном, ироничном и слегка издевательском. Именно так: все вместе и все скопом.

Формально у фильма есть некий сюжет: следователь Фаина ищет пропавшую девочку, но детективная составляющая надоела Ренате примерно на седьмой с половиной минуте, поэтому составляющую и убрали: девочку быстро нашли, после чего фильм смог наконец-то выйти на широкие просторы легкой шизы, не омраченной никакими приземленными детективами.

Фаину любит Николай (Дмитрий Ульянов). Он за ней все время ходит, ходит... И любит, любит. Следователь Ягуаров (Константин Мурзенко) Фаину не любит. С внешней стороны своей души. Но интересуется. Она его чем-то завораживает. Хотя Ягуаров (вообще-то он Егоров, но его так Фаина зовет) единственный в этом фильме задает вопрос, каким образом Фаина попала в следователи.

А вокруг ходит остекленевший профессор (Максим Суханов). Он потерял жену. Поэтому колет себе что-то... Но не наркотик. От него раны не заживают. Профессор должен помочь Фаине уйти куда-то туда. Пообщаться с мамой. И с медиками. Тьфу, блин, зачем я снова перескочил на сюжет?

Многие критики считают, что Литвинова неумело подражает Кире Муратовой (которая, напоминаю, снимала Ренату в нескольких своих фильмах) - я с ними не согласен. Литвинова подражает только Литвиновой. Точнее, снимает фильм Литвиновой о Литвиновой, не поступаясь принципами ни на грамм - этим и ценна. Вопреки ожиданиям этот фильм нравится далеко не только тонко чувствующим свою шизоидность истеричкам. Потому что фильм-то, в общем, не шизоидный. Он очень забавный. Как и сама Литвинова.

И стильный. Причем стиль не в значении "кутюр-шмутюр", а четкий и узнаваемый стиль самой Ренаты Литвиновой - стиль, присущий только ей. Причем главное в этом стиле - не соглашусь со многими рецензентами - вовсе не самолюбование, а наоборот - самоирония. Это принципиально разные вещи. Пусть даже самоирония где-то смешивается с самолюбованием и пусть даже иногда невозможно отделить одно от другого - это все равно самоирония. Ну не будет навсегда и безнадежно полюбившая саму себя богиня вставать с постели в спущенных чулках, курить обслюнявленные бычки, подобранные на лестнице, и аккуратно издеваться над своей же собственной манерой речи. Первый раз встречаю в фильме в речи персонажа бесконечные, причем совершенно не нарочитые фразы-паразиты - всякие "это самое", "ну надо же" и так далее, - и это на удивление слушается просто здорово. Отдельные диалоги и фразы - просто блеск. Их незачем цитировать, потому что это просто нужно слышать.

Об актерской игре. Рената Литвинова играет Ренату Литвинову и делает это вполне точно, образно и достоверно. Большинство других актеров играет Ренату Литвинову - и у многих это получается также вполне точно, образно и достоверно. Особенно у Хабенского. Сухоруков и Суханов - другое дело. У них персонажи свои, причем очень сильные. У Сухорукова три маленьких эпизода, и он в них великолепен. Особенно в первом, когда его персонаж беседует с Фаиной. У Суханова роль побольше, и он ее также играет просто изумительно: потусторонний профессор - это весьма мощный образ.

Резюмирую. Если вы не понимаете, в чем прелесть (для одних) и забавность (для других) Литвиновой - кино лучше не смотреть, будете только раздражаться. Если вы хотите попытаться это понять - тогда смотрите, потому что фильм в этом плане получился вполне показательным.

Лично мне - даже понравилось. Меня забавляет Литвинова. И нравится ее манерная самоирония. Это очень редкое сочетание. Литвинову нужно беречь. Она у нас такая одна.

Алекс Экслер: Богиня: Как я полюбила (фильм) — рецензия

0

13

Помню, как после просмотра фильма у меня мгновенно сформировалось следующее впечатление. Жила-была в нашем кинематографе неплохая сценаристка Рената Литвинова. Очень даже хорошая сценаристка. Несколько раз поддалась на провокации друзей по кинотусовке и появилась на съемочной площадке как актриса - слабенько так, маломощно, ну, короче - в силу "котнаплакал" отпущенных природой актерских талантов. Но тусовка восхищалась, подзадоривала, и появилась у нашей Ренаточки мыслишка: "А что стесняться-то, не боги горшки обжигают ! Раз уж и в сценаризме я преуспела, и на актерском поприще одни комплименты снискала, стало быть и в режиссуре мне успех гарантирован. Дело-то нехитрое, вдоль и поперек знакомое". Вот так и появилось на свет это невнятное экранное зрелище.

0

14

***

увеличить

0

15

"Мне хочется сказать Я люблю тебя, но мне некому это сказать..."
"...лягу, чистое белье... засну, если небесные силы меня не обломают"

"Из всех безумных, она наверное лучшая"

"А когда-то я уйду. Только останутся эти слова, что бессмертны. Эти чувства – они ударяются о стену, и я вижу искры от этих ударов. Они никуда не растворяются, уже в отличии от меня, такой смертной. Они, как вечный памятник, никогда не забудутся и будут передаваться от человека к человеку, и они наконец почувствуют, как я любила тебя. Хорошо бы жить так долго и долго, любить и любить тебя.
Я так скучаю…Я так хочу взять тебя за руку и поцеловать твою руку. Я так скучаю, я так совсем одна и все чужие. Я так скучаю.
Без тебя мне совсем не для кого бежать. Я вся в ошибках, исправлениях, я вся неправильная, плохая. Без тебя я уже не целиком. Взгляд мой, ищущий, нигде не останавливается. Сердце стучит так сильно, что кажется, я не доживу до утра. Да, я не переживу эту ночь – не то чтобы до тебя дойти. Вдруг здесь, впервые я знаю, как это – расставаться.
А сейчас я просто переживаю время без тебя. Плохой финал, грустный. Но я его вырву, эти листы. Их же можно вырвать!
Теперь всё.
Твоя."

-Скажи...
-Я люблю тебя.
-До гроба?
-И после гроба...

А когда я умру,ты заплачешь?...

-Вы никогда не называете её по имени...
-Ну какое у неё может быть имя,если она-всё...

-А что некрасивых не пускают?...
-точно...
(профессор готовит Фаину к загробному миру)

0

16

SOUNDTRACK:Богиня.как я полюбила.

0

17

Фаина и другие:

***
Ф: -Может, вы все-таки пересядете?
-Да нет, мне здесь хорошо.
Ф: -…..аааа….
Ф: -Может, вы все-таки пересядете?
-Да нет, мне здесь хорошо.
Ф: -…ага….

***
-Какое у вас зеркало хорошее.
Ф: -Да, это доброе зеркало, не толстит.

***
-У Вас есть муж?
Ф: -Да, у меня есть муж, очень хороший муж у меня есть.

***
-Ты знаешь, Егоров пропал, вот нашли только его галстук.
Ф: -А что, он в галстуке был?
-Ну да.
Ф: -Да найдется, как он меня достал, этот ваш Ягуаров.

***
-Я давно не был на этом самом…как его...рынке. И в метро тоже давно не был. Только студентом. И еще у меня нет этих….как их….теплых таких….меховых…
Ф: -Зимней обуви что ли?
-Да, еще у меня нет зимней обуви.

***
-Я ей сколько говорил –моя фамилия Егоров, она все равно меня Ягуаровым зовет. Как она вообще в органы попала? Она же не в себе!
-А ты как попал? Ты- в себе?

***
-Суп вкусный?
Ф: -…ммм…не знаю. Было написано суп дня, я и взяла.

***
-За потерянный солнцем рай!
-Хороший тост, правда?
Ф: -Ничего так себе…тост…

***
Ф: -Ты меня звал?
-Ага
Ф: -Зачем?
-Хотел увидеть.
Ф: -ааааа…ну ладно, мне пора идти.

***
-Ну скажи только я тебя люблю. Просто я тебя люблю. Всего только я тебя люблю!!!!
Ф: -…нееееаааааа

Один из главных вопросов, который задает Литвинова в фильме – Скажи, если я умру, ты заплачешь?

Один из главных эпизодов в фильме Литвиновой – когда горбунья, которая ухаживает за опустившимся профессором, берет веревку, привязывает один конец к его руке, второй –к своей - и говорит: -Вот, а другой конец я привяжу к себе и если надо будет вы всегда сможете меня позвать. И так - связанная веревкой с профессором – засыпает в соседней комнате. Точно так же герои Кукол Такеши Китано ходят по Японии, связанные друг с другом веревкой. И ни в Богине, ни в Куклах никакая веревка не спасает от смерти.

В финале –когда Земфира поет –Любовь как случайная смерть - используется ее же –земфирин – прием – с человеческими лицами, которые друг за другом произносят слово любовь. Так Литвинова прощается с Фаиной и финалит фильм.

Земфира показывала человеческие лица в ряд в клипе Бесконечность. При этом в тот раз Земфира пела Я разгадала знак бесконечность, а в этот раз –Любовь как случайная смерть. Любовь как случайная смерть бесконечна. И как случайная жизнь. И как просто любовь.

***
-Вы когда-нибудь любили?
-Нет, нет, я совсем не знаю, что такое любовь.

Невозможно додумать –что именно Литвинова хотела сказать, про что именно она снимала фильм –про любовь ли про жизнь ли про смерть.

А может быть -совсем не про это, а –про себя. Про то, что из всех ненормальных она [была] самая достойная. Несмотря на то, что жила – в ветхом жилом фонде с желтой ванной и железными трубами и подтеками по стенам; что пила –коньяк и ходила в красных туфлях на высоких скошенных каблуках, и водку – в питейном заведении для бомжей; и спала – в цветастом халате; и подбирала бычки на лестнице. И – никогда не любила. Да. Несмотря на это.

Хотя все другие – сколько угодно. Любили. И все равно – среди них всех –и даже среди нормальных –она –самая достойная.

А фраза фильма такая: о небо еще никто не разбивался.

0

18

Это интересно

0

19

3 ноября 2004 в ростовском Доме кино Рената Литвинова представила свой фильм "Богиня: как я полюбила".

0

20

Тяжело писать про Литвинову. В моем словаре нет таких слов, которые соответствуют ей. Вернее, слова-то те же самые, а вот как выставить их друг за дружкой - не знаю. Про нее можно говорить, помогая себе лицом, руками, делая паузы в словах и понижая интонацию. Перенести же эмоции на бумагу (в монитор - не суть) крайне сложно. Крайне сложно, крайне сложно, крайне сложно - повторяю, как сама Литвинова в лице своих героев, подражая Кире Муратовой.
Первое: ученик не превзошел своего учителя.
Второе: фильм бы выиграл, если бы начинался с конца.
Третье: надо было делать его короткометражным - как "Мужские откровения" Юрия Грымова.

Попытаюсь воспроизвести сюжет. Как всегда, когда все путано и не ясно, хочется почитать сценарий. Но - не судьба.
Героиня Ренаты - на этот раз следователь Фаина. Но такое ощущение, что это та же самая медсестра из "Увлечений" и "Трех историй", только несколько постаревшая и при ином макияже.

Она одинока, ведет расследования, иногда выпивает и видит сны про свою мать. Один из ее клиентов - отчаявшийся отец (Виктор Сухоруков), у которого пропала дочь. Девочка ушла из дома и не вернулась. Родители не находят себе места от горя, отец особенно сильно переживает. И он, живя с таким горем, стал вспоминать, кому когда-либо причинял несчастия. Просит прощения - так ему вроде бы становится легче. И только соседи из квартиры этажом выше, у которых он полгода назад случайно задавил собачку, его не прощают. И даже более того - жена особенно издевательски говорит: а вот теперь ты понял, каково нам? И этот отец подозревает, что его дочь украли как раз те соседи, врачи. И говорит об этом следователю, чтоб та - милиция все же - предприняла меры. Но у Фаины холодные глаза. Ей не до того, нет. Не до того. Рядом с ней работает Коля (Дмитрий Ульянов - кстати, главный положительный герой из х/ф "72 кв.м."), Коля, похоже, влюблен в Фаину, а она этого не замечает. Потому, что - как сама говорит - никогда не любила и не знает, что это такое? Еще к Фаине приходит Максим Суханов с перебинтованными руками, якобы наркоман. Но это не так, он себе что-то колет, но это не наркотики, от этого лекарства раны не заживают. И еще ему больно, постоянно больно.
Фаина спит в одежде, видит бред с участием покойной мамы, ходит на службу с жутким потертым портфелем, в котором только папка с протоколами и полупустая чекуша коньяку.

Фаине чудится, что дочка Сухорукова находится у соседей, она идет к ним с проверкой. Муж (Андрей Краско) и жена (не помню, кто) составляют идеальную пару - говорят друг дружке, что будут любить не только до гробовой доски, но и позже. Видимо это и настораживает. Потом Фаина с Колей и еще одним персонажем Ягуаровым устраивает засаду на соседей-врачей, а когда они уходят, врываются в их квартиру, там почему-то потоп, кругом вода, которая льется на лицо Виктора Сухорукова, и среди потопа и грязи Фаина находит ту самую девочку, как ни странно - живую. Потом они целуются с Колей, и Фаина вытирает губы тыльной стороной ладони, так, как это делают, когда целуются впервые.

Потом возвращаются из своего похода любви врачи-соседи и, увидев милицию в виде Фаины, Коли и еще каких-то людей, одномоментно закалывают себя насмерть (делают харакири, что ли).
Фаина идет на следующую операцию.

Опять один ненормальный взял заложника. Ненормальный - Константин Хабенский. Его квартиру обложила тоже милиция, но Фаина не боится и идет внутрь - поговорить с Костей. По пути она видит женщину - заложницу с ножом, торчащим прямо из груди. Суть разговора сводится к тому, что он просит, чтобы Фаина плакала по нему. И шагает в открытое окно, оставляя на подоконнике сланцы. Фаина идет к женщине, вынимает нож из груди, за это получает выговор от начальства, и ее отстраняют от дел.

Она запирается в ванной, не отвечает на звонки и читает книги, вылавливая их прямо из воды (на мой взгляд - прекрасная идея). Ну и, судя по лицу, сильно пьет и ничего не ест.
Потом она выходит в подъезд поискать бычки, тут к ней, оказывается, пришел влюбленный Коля с цветами.

Потом ей снова снится мама, потом она оказывается в столовой, где кушает суп и пьет коньяк с какой-то бомжихой.
Тут ее и встречает Максим Суханов и зовет к себе домой. Говорит, я тебя угощу.
Дома у Суханова Фаину встречает его домработница (Ксения Качалина), сначала проводит санобработку, омывает полотенцем руки Фаины, плечи, расчесывает волосы, говорит - ты так запустила себя. И попутно рассказывает, что у Суханова была любимая, и она отравилась - выпила очень много таблеток. В гробу лежала как живая, и очень красивая. С тех пор Суханов периодически ходит к ней, но потом возвращается. Всегда возвращается. Фаина просит у Суханова отправить ее туда тоже. Она объясняет, что никогда не любила, не знает, как это. Он обещает помочь, только все, этот раз будет последним. Ему надоело ходить туда-обратно, он оставляет только три ампулы, а остальное разбивает.
Проводит инструктаж. Во-первых, надо переодеться и накраситься. Во-вторых, вымыть полы. В-третьих, пока она там, здесь будет ее двойник. И, последнее - все закончится завтра в 5 утра. Фаина соглашается. Суханову приносят какие-то зеркала, он выбирает одно и потом оттуда выйдет двойник Фаины, и туда уйдет сама Фаина. Чтобы, как мы уже поняли, никогда больше не вернуться с того света.
Самое хорошее в фильме - это последние кадры. Как Литвинова держит на вытянутой руке настоящее сердце, и оно кровавое. Как плачущая женщина просит кого-то вспоминать ее, как мама Фаины (Светлана Светличная) бежит по аллее в никуда в красном развевающемся платье и черных чулках, как толстая сестра буфетчицы (ах, да - был и такой персонаж), улыбаясь, говорит, что никогда столько не целовалась, как сейчас. Плюс вечные влюбленные врачи-соседи. Мы понимаем, что там, где всем так хорошо - это на том свете. И еще улыбающаяся мама Фаины сказала, что умирать совсем не страшно.

В финале звучит потрясающая песня Земфиры "Любовь как случайная смерть" и проходят чередой черно-белые лица, говорящие одно лишь слово - любовь.
Фильм посвящается мамам, детям и родственникам съемочной группы.











***
Сначала я думала, что фраза фильма эта:
- Как она вообще в органы попала?
- А что такое?
- Она же не в себе!
- А ты? Ты - в себе?

Но потом показалось, что нет, наверное, эта:
"Жизнь ничего не значит, любовь тебя оправдает".
А еще потом поняла, что фразы фильма нет. Ибо все вышесказанное мы уже где-то слышали. Или читали.

Вообще, у меня было бы однозначное мнение - плагиат! - если бы не было последних кадров. Которые тоже плагиат, но отчего-то берут за душу. Не знаю почему, видимо все же что-то она нащупала. Но этого пока так мало.

Выскажу претензии: слишком много персонажей. Ни к чему, путаешься и вязнешь в лицах. Очень темный и грязный фон для всего действа - какие-то облупленные стены, разводы, помойки и каменные мешки. Я, конечно, понимаю, что на фоне убожества красота смотрится намного ярче, но Рената здесь не особо и блистала красотой-то. Так, по минимуму. Потом звук плохой - половины не понятно, что говорят герои. Титры тоже - идея заезженная, но обычно успешная, если б не корявый почерк (подозреваю, что он воспроизведен с руки самой Литвиновой - тогда ей респект). Некоторые кадры как будто бы точно взяты из фильмов Муратовой, особенно в начале мне показалось, что я смотрю римейк "Чувствительного милиционера". И художественные приемы - те же, что обожает Муратова. Это неподвижные лица, это троекратные повторы, это красные платья.
Музыка классная, да! Специально посмотрела, кому спасибо, композиторы - Игорь Вдовин, Земфира Рамазанова и Ник Кейв.
Очень хорошо сыграли все мужчины - Суханов, Хабенский, Краско, Сухоруков, и даже Ульянов. Особенно зацепил Суханов - с такой тоской он смотрел внутрь себя, в свою уже мертвую любовь, что невольно начинаешь верить, что у мужчин тоже может быть сердце, и оно может даже болеть. Сухоруков постарался - у его героя были совершенно безумные, бездонные, полные отчаяния глаза человека, живущего на грани - нет, даже за гранью.
Хабенского я любого люблю и ничего про него не скажу. Краско тоже.

Все равно, посмотрев фильм, в голове зудит вопрос: для чего Рената Литвинова сняла этот фильм. Почему Богиня? Почему выбрана такая рифма: любовь-кровь? Почему взята мужская любовь - совершенно неизведанная и темная субстанция, а не женская - про которую у Ренаты явно есть, что сказать.

Масса вопросов, масса….

***

© Время жить, 2003 © Marine Studio, 2003

0

21

Богиня: как я полюбила:
Увидеть любовь и умереть
Ирина КОЗЕЛ, 3 октября 2004 (С)

Всё, что делает Рената Литвинова, носит отчётливый, непосредственный отпечаток её личности. Во всех её работах явственно различим чистый, незамутненный образ автора. Это свойство любой яркой индивидуальности — невозможно увести ее в тень, затушевать, спрятать за собственным рисунком, дабы не затмевать проступающей отовсюду харизмой личности автора самоценность его произведения. А есть ли тут вообще худо? Вопрос продолжает оставаться спорным, хотя отвечали на него уже неоднократно.

Образ Ренаты Литвиновой в жизни мало чем отличается от образа её персонажей на экране. Яркая манерность женщины-стиля не может не вызывать раздражения у многих злопыхателей, которых вообще раздражает подчеркнутая естественность в самовыражении. Можно легко предположить, что ругающие новый фильм Ренаты будут руководствоваться именно этой посылкой и упрекать «Богиню» в самолюбовании. Тем же, кто привык с улыбкой относиться к милейшим выходкам этой молодой дамы и кому за внешней утонченной безбашенностью явственно видно сильное творческое начало, фильм смотреть очень рекомендуется — он, безусловно, стоит вашего любопытства и вашего интереса.

К слову сказать, не все знают, что Рената — в первую очередь сценарист, а уж потом актриса. Сценарных работ у нее едва ли не больше, чем актерских. Среди них, например, такое сильнейшее произведение как «Страна глухих» — фильм снят Валерием Тодоровским по книге Литвиновой «Обладать и принадлежать». «Богиня» — режиссёрский дебют Ренаты Литвиновой в игровом кино. В картине она выступает также автором сценария, продюсером и исполнительницей главной роли. Говорит, что как продюсер она постоянно стремилась экономить и «даже сама снялась в фильме из экономии». Почти нечаянно — побрюзжат недоброжелатели и оценят юмор поклонники.

Рассказывать сюжет бессмысленно. Жалкие попытки, описывающие что-то вроде детектива о Литвиновой-следователе, разыскивающей пропавшую девочку, разбежавшиеся по новостям в виде анонса фильма, затрагивают всего лишь эпизод, кусок жизни главной героини Фаины и не дают и доли представления о происходящем. Сюжет как таковой отсутствует. Есть образы, ситуации, сны, фантазии, мистические, метафизические, странные, замысловатым образом переплетенные, транслирующие авторское послание цитатами, намеками, символами. Фильм прихотлив и сложен, это некий образчик философского видео-арта, перформанса и кинопритчи.

Жизнь Фаины, главной героини, постоянно соприкасается с миром мёртвых. Во сне к ней приходит её умершая мама, которую играет Светлана Светличная, и другие «потусторонние» — так именует в титрах образы умерших людей сама Рената, и на ум сразу приходят мамлеевские «метафизические». Потусторонние говорят Фаине, что она не должна бояться и должна умереть, «так надо, так надо!». И через этот загробный мир проходит путь Фаины в поисках смысла и в поисках любви, которой она никогда не знала. Так вкратце и очень условно можно обрисовать канву фильма.

В картине занято целое созвездие талантливейших актёров. В кадре — потрясающие типажи, один другого колоритнее. Всегда со страстью играющий Виктор Сухоруков, шокирующий резкостью эмоциональных переходов. Максим Суханов, сохранивший слегка отмороженный и очень трогательный образ Свиньи из «Страны глухих». Константин Хабенский — «Антон Городецкий, который пил не по-детски», и, наконец, спился окончательно — здесь его короткое присутствие на экране куда сильнее недавней роли в «Ночном дозоре». Константин Мурзенко — циничный Егоров-Ягуаров, недоумевающий, как Фаина попала «в органы», «она же не в себе». Сама Рената Литвинова, которой по факту сойдет с рук даже чудовищная добавка «как я полюбила» к нормальному человеческому названию «Богиня». А сойдёт именно потому, что знакомства с образом автора достаточно, чтобы утверждать, что нет тут никакой пошлости или безвкусицы (ну, несовместимо это с образом Ренаты), а есть лишь непосредственность. Восхитительная талантливая непосредственность, позволяющая, не уронив планку утонченной изысканности, произнести в кадре феерическую фразу «чо-то как-то я не знаю».

Несмотря на сложность темы, фильм полон лёгкого ненавязчивого юмора. Юмор тоже типично литвиновский, сплошь флегматичный, не от мира сего и местами — со здоровой долей цинизма. Кстати, вопреки естественным предположениям о возможной тотальной гламурности картины — Рената Литвинова работает с образами и видеорядом неожиданно смело для собственной, хоть и слегка сумасшедшей, но всё же действительно неизменно гламурной репутации. И все эти обшарпанные помещения, образы потустороннего мира, чёрный ворон, снулая рыба на каменном подоконнике, чучело полуразложившейся сбитой машиной болонки в стенном шкафу, забившаяся в угол тёмной покрытой плесенью квартиры испуганная девочка, торчащий из груди нож, бьющееся в ладони живое сердце, невероятно щемяще затронутая бомжатская тема — всё это явный декаданс, очень стильный, переходящий где-то в откровенный трэш.

Отдельного внимания заслуживает музыкальное оформление картины. Хотя к окончательной звукорежиссуре могут быть обоснованные претензии, сам саундтрек, написанный Игорем Вдовиным, несомненно, впечатляет. Яркий агрессивный ритм музыкальной композиции удачно контрастирует с нарочито бредовым, на грани реальности визуальным рядом. Достойный внимания саундтрек — к сожалению, редкость для современного отечественного кино. Это необъяснимый феномен, потому что живут и здравствуют такие величайшие кинокомпозиторы как, например, Алексей Рыбников и Геннадий Гладков, есть и молодые музыканты, способные хорошо справиться с задачей, но наши режиссёры как будто бы не придают значения самостоятельной ценности музыкальной темы своих фильмов, ограничиваясь некоей несложной музыкальной передачей настроения. Сей факт печален, поэтому счастливые исключения радуют вдвойне.

Нынче модно стало обращать внимание также на продакт-плейсмент в картине — ведь уже все знают значение этого термина и как на дрожжах растут ряды экспертов в данной области. Отдавая дань моде, скажем — продакт-плейсмент в «Богине» очень скромный, там то и дело пьют коньяк, выступивший спонсором кинопроекта, но этикетка в кадре присутствует мягко и ненавязчиво, бочком, бочком так, исподволь временами поворачиваясь к зрителю.

Один раз на экране мелькает еще один неслучайный логотип, но мелькает как-то мстительно — на одном из бомжатских мешков-котомок, которые в массе таскает с собой потусторонний двойник Фаины, наклеен логотип одной известной веб-студии, создавшей промо-сайт фильма. Сайт, видимо, сделан чисто по бартеру, потому что состоит ровно из одной страницы и не содержит ровно никакой информации. И вот получите — каков сайт, таков и продакт-плейсмент.

Возвращаясь к фильму, остается только заметить, что дебют Ренаты Литвиновой в роли режиссёра превзошел ожидания. «Очень любимая Фаня, последняя с ней встреча» производит впечатление и на массового зрителя — тот не спешит покидать зал и долго ещё сидит в раздумье, молча созерцая бегущие по экрану титры. Поклонникам творчества Ренаты остаётся лишь пожелать ей и далее успешно созидать на этом поприще, а самим ждать новых воплощений её необычного таланта.

0

22

Богиня, или несколько слов О НЕЙ.
May. 30th, 2008 at 10:53 PM
(С) green_glass2008

  Как же я ее раньше не любила! Да я ее даже на дух не выносила! Такая манерная блондинка с красными губами и и еще более экстравагантными  мыслями. Рената. Да, Литвинова. Да, раздражала. Да, бесила, мозолила глаза и слух...и очаровала. Однажды на мое "Фе, не выношу Литвинову", один человек покачал головой, мол "согласен, согласен", однако же еще и добавил: "Она может нравится или не нравится, но она очень интересная и своеобразная и как женщина, и как актриса, и даже как режиссер..." Тогда я только фыркнула: "тоже мне талантливая", но что удивительно, сама еще того не осознавая, стала присматриваться к Ренате Литвиновой. Присмотрелась.

  Рената. Теперь, когда на мое "мне нравится Литвинова", слышу в ответ "она дура", я не обижаюсь, а только улыбаюсь. Пройденный этап. Она очень манерна. Кстати, вы наберите в google мое предыдущее предложение и увидите, что в первых строчках выйдет рецензия на ее "Богиню".  Спасибо, Рената за то, что подарила мне надежду! А выбор...выбор только за мной...
 
  Вот несколько цитат, которые очень хотелось бы отметить (и с которыми я полностью и (бессповоротно!) согласна):

    "Обычно зрители делятся примерно на три категории при просмотре этого фильма. Категория первая: "Блин, что она, дура, что ли?" Категория вторая: "Восхитительная бредятина". Категория третья: "Ой, ну надо же... Ведь, это самое... Как правильно-то, господи!" Я отношусь ко второй категории, но это не имеет особого значения.

Что собой представляет фильм "Богиня: как я полюбила"? Фильм представляет собой Ренату Литвинову во всем ее блеске: манерном, пафосном, истерично-шизоидном, умном, самостильном, ироничном и слегка издевательском. Именно так: все вместе и все скопом."

   "Резюмирую. Если вы не понимаете, в чем прелесть (для одних) и забавность (для других) Литвиновой - кино лучше не смотреть, будете только раздражаться. Если вы хотите попытаться это понять - тогда смотрите, потому что фильм в этом плане получился вполне показательным.
 

"Это действительно пронизывающий насквозь всю твою плоть фильм. Такие большие по коже бегут мурашки во время его просмотра. Хочется поставить этот диск на "repeat" и никогда больше не выключать его. Хочется подвывать в такт музыки, хочется подмигивать главной героине, хочется оплакивать всех остальных персонажей, хочется... хочется бесконечно повторять - как только появятся крошечные титры - вновь и вновь то самое слово, что означает - ЛЮБОВЬ."
               

Лично мне - даже понравилось. Меня забавляет Литвинова. И нравится ее манерная самоирония. Это очень редкое сочетание. Литвинову нужно беречь. Она у нас такая одна."

   "В фильм влюбилась сразу. Да, многие могут говорить об излишней манерности Ренаты Литвиновой, которая в этом фильме не только исполнительница главной роли, но и сценарист и режиссер. Но именно эта манерность отрывает нас от обычного взгляда на вещи, явления – и открывает то, на что за привычностью жизни не обращаешь внимания."

P.S. Хочется только молчать...и думать...и может быть, немного мечтать...о том, что я не чужая тебе....о том, что мы не чужие друг другу.
Мне хочется только молчать.

0

23

..На этой неделе (три дня назад) в дико тысячный раз посмотрела "Богиню..", только этот тысячный раз был моментом просмотра "на работе" - многими паузами задержанный в силу того, что меня работа отрывала, и я просто "сворачивала" окно, отставляя своё желание на "потом, чуть позже.." - меня один мой тёплый знакомый ругает: - "Ну как можно так смотреть фильмы на работе! - ты же вандалируешь, глядя такие вещи кусочками!" - А я считаю. что вандализм - это вообще при желании СМОТРЕТЬ СЕЙЧАС иметь понятие, что можно отодвинуть это само желание на какое-то ПОТОМ .., т.е. пытаться питать себя надеждой. что вот в удачный кой-то момент это вдруг к тебе придёт... - НЕ ПРИДЁТ! - я это знаю, поэтому мой мелкий "потом" был лишь только силой тех же мелких рабочих обстоятельств, но никоим образом - силой желания души посмостреть это как-то в другой удобный момнет - нет удобных моментов, если ты захвачен уже полностью, просто все остальные форс-мажоры ты "быстренько" исполняешь ради чтобы доглядеть ТО САМОЕ!.. ( меня никто не сможет на работе "словить" на просмотре - я уже давно изловчилась)

0

24

Жрач - звезда эпизода

Примерно месяц назад мы в спецприложении о животных «Живой уголок» напечатали объявление о том, что для съемок фильма Ренаты Литвиновой «Богиня» требуются вороны. На наше объявление откликнулась читательница Наталья Макарова. И вскорости ее вороненок по имени Жрач появился на съемочной площадке нового фильма.

Рената Литвинова - одна из самых загадочных фигур в российском кинематографе. Жанр ее нового фильма тяготеет к мистическому детективу, но Рената говорит, что «Богиня» - про любовь. В картине снимаются Светлана Светличная, Максим Суханов и Виктор Сухоруков. Главную роль - следовательницы Фаины, которая раскрывает несколько загадочных преступлений, - играет сама Рената. Она же является режиссером и сценаристом проекта. Ее героиня может общаться с потусторонним миром, и у зрителей непременно появится ощущение, что он присутствует в картине. Но на самом деле другая реальность может оказаться сном или воображением Фаины.

Как раз в одной из сцен, изображающих потусторонний мир, и должен был сниматься Жрач. А ему «подыгрывать» еще 60 ворон, которых в начале лета отловили и приручили сотрудники студии по работе с животными «Мосфильм-КИНОлогия». Но перед съемкой выяснилось, что этих ворон... украли.

- Это не шутка, - говорит директор «Мосфильм-КИНОлогии» Виктор ЗУЙКОВ. - Ворон действительно кто-то забрал, сославшись на съемки на «Мосфильме».

Наивные работники зверосовхоза «Салтыковский», на территории которого и держали птиц, отдали пернатых артистов. Кому? Наверно, какой-нибудь конкурирующей фирме. В общем, мистика какая-то.

К счастью, о пропаже стало известно за день до съемки, и вся студия вместе с журналистами «КП» отправилась на ловлю птиц.

Как мы ловили ворон для массовки

Ловля происходила на территории «проштрафившегося» зверосовхоза. Птиц приманивали в специальные ловушки размером 2x3 метра, по виду напоминающие курятник. Состоит такая ловушка из деревянных брусков, обтянутых сеткой. На крыше специальные отверстия, с внутренней стороны которых приделаны железные штыри. Птица попадает в ловушку, но выбраться оттуда не рискует.

Любая пробоина тщательно заделывается, чтобы вороны, разогнавшись, не смогли выскользнуть через отверстие. Вся тонкость в том, что у них очень развито стадное чувство, поэтому в ловушку залетают стаями.

Потом птицеловы заходят внутрь ловушки и достают ворон руками. Для защиты надеваются перчатки. Непосредственно к ловле нас не допустили, поэтому мы обустраивали коробки для перевозки: помогали прорезать в картоне дырки для вентиляции и делали в коробках «гнезда» из сена и опилок.

К счастью, ни одна ворона во время перевозки не пострадала. И все они успешно снялись в эпизоде.

"КП"
07.08.2003

0

25

0

26

27

(с) Биссе Виктория

http://s51.radikal.ru/i134/1002/86/fb5b74c80137.jpg
http://i053.radikal.ru/1002/b8/a60adb267eab.jpg
http://s001.radikal.ru/i196/1002/17/7fd3787fbe9c.jpg
http://s55.radikal.ru/i150/1002/70/d890e82c7379.jpg
http://s006.radikal.ru/i214/1002/fc/67c3f5461a07.jpg
http://s57.radikal.ru/i156/1002/71/9b496867c96f.jpg
http://s42.radikal.ru/i098/1002/13/f4afb31386c0.jpg
http://s43.radikal.ru/i101/1002/95/f56eca2fb94b.jpg
http://i065.radikal.ru/1002/a1/04862e057683.jpg
http://s006.radikal.ru/i215/1002/01/c26daad3562a.jpg

0

28

http://s004.radikal.ru/i207/1002/e0/36ecb943d3bd.jpg
http://s006.radikal.ru/i214/1002/91/599e1c365fbc.jpg
http://i065.radikal.ru/1002/b8/68088618093e.jpg
http://s006.radikal.ru/i214/1002/75/3e0eea20243c.jpg

0

29

http://s55.radikal.ru/i148/1002/9d/5108eab96aba.jpg
http://s001.radikal.ru/i194/1002/3e/fbc0949576b5.jpg
http://s001.radikal.ru/i195/1002/6c/fb94e6a82e89.jpg
http://s51.radikal.ru/i133/1002/cc/3f449164806d.jpg
http://s005.radikal.ru/i211/1002/d2/2492c6cc2f23.jpg

0

30

http://i072.radikal.ru/1002/cd/c11c541b525e.jpg
http://s001.radikal.ru/i194/1002/9c/8d7511467df2.jpg
http://s001.radikal.ru/i193/1002/f9/180e06f63c89.jpg

0