Рената Литвинова: «Это Гоголь, бараны!»
По случаю гоголевского юбилея Рената Литвинова, Александр Баширов, Олег Каравайчук и примкнувшая к ним Земфира устроили 1 апреля на сцене ДК Ленсовета скандальный перформанс под названием «Записки сумасшедшего. Гипотеза». Возмущенная публика кричала: «Позор! Халтура!», а Рената, вступив в сражение с горлопанами, предлагала: «Выйди сам на сцену, баран!» В фойе бойко шла торговля… наволочками к 200-летию: «Надел – ходишь Гоголем!»
А начиналось все чинно-мирно. Сначала концерт композитора Олега Каравайчука, посвященный Гоголю, задумывался как фортепианный, в академическом зале. Но неожиданно, в том числе для самого Олега Николаевича, перерос в большое юбилейное мероприятие, да еще в ДК Ленсовета. Александр Баширов, ставший режиссером «Гипотезы», пригласил почитать со сцены «Записки сумасшедшего» свою сокурсницу по театральному вузу Ренату Литвинову, ну, а та без Земфиры никуда…
Действие на сцене началось с опозданием на 50 минут. Впрочем, в фойе было не скучно: играла музыкальная группа, на видеоэкране крутили черно-белые фильмы с Каравайчуком, шла бойкая торговля юбилейными майками и… наволочками с изображением Николая Васильевича, под девизами: «Купил – Гоголем пойдешь!», «Надел – ходишь Гоголем!», работала фотовыставка, в буфете наливали коньяк.
Первое отделение предварял 45-минутный фильм, в котором питерский мэтр Олег Каравайчук, опробуя японский рояль, рассуждал не только о Гоголе, но и Вагнере, Шопене, а также дикарях, что хоть и жили миллион лет назад, но знали толк в искусстве. Говорил странно, путанно и парадоксально, чем порадовал эстетов и интеллектуалов, но поставил в тупик гламурную публику, что купила дорогие билеты на Литвинову. Когда кино докрутили до конца, на сцену явился сам 81-летний (!) гений – в длинном красном свитере с дырками, берете и кедах. Постоял руки в боки, оглядел публику и вновь скрылся. В этот момент на экране стали долго и нудно демонстрировать слайды с видами Рима, под фонограмму фортепианного произведения. Очевидно, посвященного Гоголю, впрочем, это только гипотеза, потому что Каравайчук молчал, и, вновь выйдя на сцену, простоял там с полчаса, слушая свою же фонограмму. К клавишам рояля, что выкатили на сцену, так никто и не прикоснулся. Народ же, забыв о том, что пришел на программу «Записки сумасшедшего», да еще 1 апреля, принялся роптать, кричать, возмущаться: «Пошутили и хватит! Сколько можно издеваться!» Это подвигло Олега Николаевича на проникновенный спич о своей судьбе, где он заявил: «Я скоро, а, может, уже завтра умру». Слушать эти слова без слез было трудно… Воцарилась глубокая пауза, после чего объявили антракт.
Во втором действии безумие под гоголевскими флагами помчалось по ухабам импровизации Литвиновой и Баширова. Они то и дело перескакивали с текста «Записок сумасшедшего» на шутки и приколы собственного сочинения. В это время на заднем плане девушки в украинских нарядах развешивали белье, странный дядечка ездил на самокате и показывал фокусы (даже кролика из коробки достал!). Незаявленная в афише Земфира, сначала сидевшая в зале, неожиданно рванула на сцену помочь подруге, и была бы остановлена бдительной охраной, если бы не вмешательство Ренаты. Рок-дива бегала по сцене, ее возили на тележке, а в финале, уже в украинском прикиде, Земфира приняла участие в хоре…
Тем временем Рената и Баширов продолжали путаться в текстах Гоголя, читая классика по тетрадке с микрофоном в руках. Ревностные любители творчества Николая Васильевича и высокого искусства художественного слова были в шоке. Кто-то тихо-мирно покидал зал, а другие громко и скандально возмущались: «Позор! Халтура! Почему вы читаете по бумажке! Надо репетировать, а потом уже выходить на сцену!» Подобные реплики неслись в зал и с галерки, и с первых рядов. Впрочем, находились и те, что кричали: «Гениально!», выносили на сцену букеты цветов и картины с изображением Богини, а некая поклонница, выскочив на сцену и прервав прозу Гоголя, принялась публично дарить Ренате сертификат на акр земли на Марсе… Сумасшествие и хаос усугублялись еще и тем, что, в отличие от Баширова, который стойко шутил и прикалывался, у Литвиновой сдали нервы. Богиня гламура на полном серьезе ввязалась в перепалку с теми, кто бросал в зал обидные реплики. Выбрав в качестве объекта для насмешек явно не трезвую дамочку в полосатой кофточке, сидевшую в оркестровой яме, Рената принялась выяснять, кто ей дал контрамарку, и знает ли сама она Гоголя наизусть… А горлопану с балкона кричала: «Выйди на сцену, баран, если такой смелый!»
Подвыпившим крикунам и горлопанам было в кайф пикироваться с самой Литвиновой. Шоу продолжалось. Про Гоголя в этом сумасшедшем доме уже никто не вспоминал…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»,
Фоторепортаж М.Садчикова-мл