Форум о Ренате Литвиновой - © RenataLitvinova-Forum "Влюбленные в Ре..."

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛИТВИНОВА РЕНАТА МУРАТОВНА

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ЛИТВИНОВА РЕНАТА МУРАТОВНА

Родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Отец давно умер, а мама, Алиса Михайловна, до сих пор работает хирургом. Назвали Ренату в честь дяди. Правда, татарский дядя был Ринат.

Отец не жил с ними. Рената говорит, что он был очень красивым мужчиной. "Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец".

Мама Ренаты обожала кино. Она все время ходила на вечерние сеансы и, разумеется, брала с собой дочку. Взрослые фильмы были скучны для Ренаты, и мама носила для нее большой пакет с яблоками. Так Рената и сидела в кинозале, хрустя яблоками. Здесь была бы очень уместна художественная параллель между этими яблоками и плодами познания. Но ее мы оставим для будущих биографов.

Мамина киномания передалась Ренате. Она признается, что может смотреть кино с утра до вечера. "Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком".

Про школьное детство Рената очень не любит вспоминать. "От него у меня воспоминания некоей беспросветности, детского одиночества. Я всегда торопилась домой. Подальше от всех этих учительниц и учеников".

Дома Рената читала. Все подряд. Больше всего любила Гоголя. Еще у мамы была Большая медицинская энциклопедия. "Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например "Шизофренический бред"... Вот все это я обожала изучать".

В десятом классе Рената решила поступать на сценарный факультет ВГИКа. Во-первых, потому, что она, как уже было сказано, любила кино, во-вторых, потому, что сама уже пробовала писать ("Сочинять начала рано. Я вечно была на продленках каких-то и я была такой Шахерезадой - все время истории рассказывала... и на переменках тоже."), а в-третьих, потому, что институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Сейчас сама Рената называет их "очень странными".

На экзаменах присутствовал знаменитый сценарист Евгений Габрилович. Рената ему очень понравилась. Рената поступила. С первого раза.

- Я даже не удивилась этому, - улыбается она.

На курсе оказались дети очень известных родителей. В Институте кинематографии вообще случайных людей вроде Ренаты почти не бывает. С ней, например, учились Роман Качанов, сын режиссера-мультипликатора, и Аркадий Высоцкий, сын понятно кого. (Первый потом прославится сценарием фильма "ДМБ", а второй отойдет от кино.)

Одним из руководителей курса был Исай Константинович Кузнецов (он, в частности, написал сценарий чудного советского блок-бастера "Москва - Кассиопея").

- Рената была красавица, - вспоминает Кузнецов. - Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться.

Кузнецов говорит, что Рената тогда была довольно резка в суждениях. Как-то обсуждалась чья-то не очень удачная работа. Все обстоятельно высказывались. Спросили мнение Ренаты. "А зачем это вообще обсуждать?" - пожала она плечами.

Сейчас она подчеркнуто корректна. Даже когда раздражена. Она, например, наотрез отказывается говорить, чей же фильм "раскритиковала" молотком.

В ту пору известный режиссер Сергей Соловьев вел во ВГИКе казахскую мастерскую.

- Рената все время ходила к нам, - вспоминает Соловьев. - Потом она показала то, что пишет. Мне чрезвычайно это понравилось. Рената - выдающийся прозаик. Если говорить о своеобразии личности, своеобразии манер - это все менее ярко, чем своеобразие ее прозы. Я стал ее подзуживать, чтобы она скорей писала что-нибудь для реального кино.

Дипломный сценарий Ренаты назывался "Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.". Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. На защите кто-то из мэтров спросил Ренату:

- А вы вообще умеете говорить по-русски?

Стажировку Рената проходила в объединении Сергея Соловьева "Круг".

- Я наткнулся на ее сценарий "Нелюбовь", - говорит Соловьев. - Он меня совершенно поразил. И первое, что я запустил в нашем объединении, - Рустама Хамдамова с "Анной Карамазофф" и Валерия Рубинчика с "Нелюбовью".Кино началось.

В кинобогеме Рената сразу произвела впечатление. А ведь чего там только не видели! Уже в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты. Хотя ничего такого особенного она еще не сделала. Собственно, Рената Литвинова - сама по себе явление.

Искусствовед Александр Тимофеевский давно дружен с Ренатой.

- Как человек одаренный, Рената очень индивидуальна, - говорит он. - Но поскольку индивидуальность беззащитна, возникает потребность в маске. Вот такой маской для нее стала маска Марлен Дитрих. Грим Марлен Дитрих. До какой-то степени ее манеры и одежда.

Правда, сама Рената считает, что Дитрих здесь ни при чем. И пожалуй, так оно и есть.

Но она стала модным персонажем. Не надо путать это со всенародной популярностью, до которой еще было далеко. Пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.

Один из приятелей Ренаты рассказал, как однажды он общался с молодой супругой молодого банкира: "Она вела себя как сущая урла. Но когда я увидел ее года через два, она, пообтесавшись в высшем обществе, приобрела интонации Ренаты".

Рената написала сценарий для фильма "Трактористы-2". Проект тоже обещал быть модным, но, строго говоря, провалился. Хотя Рената до сих пор повторяет, что его создатели, братья Алейниковы, очень талантливые люди. (Она, кстати, совсем не скупится на похвалы.)

Клипмейкер Юрий Грымов, который и себя считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Литвиновой "Третий путь". В ней Грымов увидел свой путь в большое кино. Произведение Грымов назвал "Мужские откровения" и огорошил всех рекламной кампанией короткометражки. Но фильм вышел откровенно неудачным. Быть может, потому, что сценарий написал Грымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. (Рената к таким вещам относится болезненно. Даже когда собственные интервью читает, огорчается: я так не говорила.) Впрочем, про "Откровения" быстро забыли. А про Литвинову - нет.

Режиссер Кира Муратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе "Киносценарии" ту самую дипломную работу Ренаты "Принципиальный и жалостливый взгляд". Ей так понравилось, что она даже хотела снять по нему картину. Этого не случилось, зато на одном из кинофестивалей Кира Георгиевна встретила Ренату.

- Как раз в тот момент, когда мы знакомились, - говорит Рената, - начался праздничный салют и было ничего не слышно, потом мы договорились встретиться в баре. После нашего разговора она сказала: "Вы нам очень понравились". Она была с мужем. Помню, меня поразила такая формулировка.

Однажды рано утром Ренату разбудил телефонный звонок. Это была Муратова. Она предложила прийти к ней на кинопробы. "Да, конечно", - ответила Рената, на случайной бумажке записала телефоны Муратовой и снова заснула.

Когда Рената проснулась, подумала: "Что за сон мне приснился? Будто Муратова позвала сниматься". Но тут на бумажке она увидела номера муратовских телефонов.

Рената пришла на пробы. Но на роль не очень подошла. А Муратова никак не хотела расставаться с Ренатой и предложила разделить одну роль на двоих. То есть ходят две подружки и говорят одни и те же слова. Рената возразила: "Зачем мне чужие слова? Я могу свои написать".

Так появился новый персонаж - странная медсестра. Со своими странными монологами.

- Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире - это было невозможно.

Потом специально для Муратовой Рената написала несколько, как она сама выражается, "криминальных новелл". Муратова выбрала из них одну. Она называлась "Офелия, невинно утонувшая". (Из-за нее в Ренате и стали подозревать маньяка.) Добавив еще две (других сценаристов), Муратова сделала фильм "Три истории".

Так Литвинова, невинно ужаснувшая, попала в историю. Историю кино.

Режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты "Обладать и принадлежать". Про двух девушек, одна из которых глухая. Он захотел сделать по ней фильм. Однако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с Литвиновой.

Фильм "Страна глухих" стал вполне успешным. Собственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени Яя. Строго говоря, на ней-то (отдельный поклон Дине Корзун) и держится картина.

- Рената недовольна тем, что поставили по ее вещам. Ну и правильно, - рассуждает Сергей Соловьев. - Я ей давно говорил: ты всегда будешь недовольна, потому что то, что ты пишешь, должна ставить сама. Давай приходи, я тебя запущу с чем угодно. Просто под свой страх и риск. Она говорила: "Да-да-да, я приду и напишу". Но пока не пришла.

"Ты, Литвинова, птица заморская,
Хоть с экрана-то нам улыбнись", -
написал модный поэт Тимур Кибиров.

Рената все чаще появлялась на экране телевизоров. Телевизионщики - существа расчетливые. Они точно знают, что, если в кадре что-то будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Могут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.

Не случайно амбициозный Леонид Парфенов, затевая на НТВ свой долгий проект по сверхновейшей истории, в качестве одного из комментаторов пригласил Ренату. На фоне лысых мужчин вроде Гайдара и Караганова наша героиня с ярко накрашенными губами смотрелась эффектно. Но некоторые журналисты считают, что Рената выглядела несколько комично. Многим зрителям не нравились ее манерные интонации, мяукающий голос и ломкая пластика.

Рената даже колготки рекламировала.

- Только по материальным соображениям, - объясняет она. - Деньги тогда были для меня острой проблемой.

Между прочим, впервые она снялась в рекламе еще в девятом классе. Кто-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетаться драгоценности. Их она и рекламировала. Получила за съемку гонорар - двадцать рублей. А потом одна подружка, которая очень хотела стать манекенщицей (слова "модель" тогда еще не было), упросила Ренату пойти с ней на просмотр (кастинга тоже не знали) в Дом моделей на Кузнецком мосту. Рената за компанию прошлась по подиуму. Подружку не взяли, а Ренату попросили остаться. Но она уже поступила во ВГИК, и ей было не до показов.

- Они ужасно скандалили! - морщится она.

Тимофеевский припомнил эпизод, как подруга-дизайнер попросила его с Ренатой участвовать в показе новой коллекции.

- Мне пришлось переодеваться с ними в одной комнате, - говорит Тимофеевский. - И я удивился, насколько у моделей некрасивые по сравнению с Ренатой фигуры.

Пожалуй, настоящая, народная слава пришла к ней после сериала Александра Митты "Граница. Таежный роман". Рената сыграла гарнизонного медработника (ей очень к лицу белые халаты!). Но роль эта, по признанию Митты, не писалась специально под Литвинову. Пробовались несколько актрис.

Рената была очень послушной на площадке. Митта не мог на нее нарадоваться. В июне 2002 вместе с фильмом была удостоена Государственной премии РФ.

- Больше я не буду ни одного фильма снимать без нее, - говорит он. - У Ренаты есть шанс стать международной "звездой".

Многие думают, что Литвинова играет в картинах саму себя. Соловьев на это усмехается:

- Рената сильная и таинственная женщина. И этой тайной она не намерена ни с кем делиться. И уж тем более играть себя в чужих фильмах. Рената использует своеобразие собственной личности. Очень расчетливо, очень умно, очень дозированно, и в каждой картине по-разному.

Митта сейчас хочет снимать "Вишневый сад". Очевидно, Рената сыграет там Раневскую.

Пару лет назад она сняла фильм. Документальный. Про актрис-легенд. Смирнову, Васильеву, Самойлову, Мордюкову, Окуневскую.

- Напишите, пожалуйста, про этот фильм, - попросила Рената. - Он у меня самый любимый.

Фильм назывался "Нет смерти для меня". По какому-то излишне драматургическому стечению обстоятельств как раз в день нашего интервью с Ренатой умерла Окуневская. И вне программы по РТР показали тот самый фильм.

Сейчас Рената закончила еще одну картину. На этот раз художественную. Под названием "Небо. Самолет. Девушка". По мотивам старой пьесы Радзинского, по которой был снят фильм "Еще раз про любовь" - с Дорониной в главной роли.

Теперь вместо Дорониной будет сама Литвинова. Она же, как легко догадаться, переделала пьесу - с милостивого согласия автора, разумеется. И она же стала продюсером.

- Это картина дебютантов, - смеется Рената. - Там у нас дебютанты режиссер, оператор и продюсер.

Осенью Рената собирается запуститься с картиной уже как режиссер.

Она старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких высказываний.

Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. На все вопросы Рената отвечает лукаво: "Он просит говорить, что он инженер". Но совершенно очевидно, что инженер не подарил бы жене огромный черный "мерседес". (Сотрудников ГИБДД просим не беспокоиться: Ренату возит шофер.) Летом 2001 у них родилась дочь Ульяна.

Еще она покупает старые лампы ("Я их просто люблю") и уверяет, что видит вещие сны про людей ("Зачем мне эти файлы присылают?").

- Но как человек большого кино, она еще даже не начинала, - говорит Соловьев. - Рената человек авторского кино. И сколько бы она ни тусовалась с новыми русскими, она никогда в жизни не будет делать блок-бастеры.

У нее есть цикл рассказов о собственной бабушке. Это грандиозная сценарная проза, которая по-настоящему может быть реализована только в кино. Потенциал ее таланта пока вообще не использован.

Как ни странно, у Ренаты пока не вышло ни одной книги.

- Ой, это очень серьезно, - вздыхает она. - К этому надо несколько лет готовиться. Это будет моя третья жизнь. Или какая там?

В 2006 году Рената Литвинова развелась со своим мужем Леонидом Добровским, и только год спустя ее мама в откровенном интервью поведала, что бывший супруг кидался на Ренату с ножом и пытался ее задушить.

В семье все было относительно благополучно до тех пор, пока в прессе не стали появляться сообщения о тесной дружбе Ренаты и Земфиры Рамазановой. У господина Домбровского, который и без того не мог похвастаться уравновешенным характером, стали учащаться приступы неконтролируемой агрессии. Шумиха и сплетни вокруг его жены и «Девочки-скандала» доводили его до бешенства. Он стал до крайности вспыльчивым, раздражительным, повышал голос и во время скандалов оскорблял свою звездную супругу нецензурными эпитетами.

После очередного изматывающего душу разговора, Рената заявила своему мужу, что уходит от него. По словам Алисы Михайловны (мамы Ренаты), ночью Литвинова проснулась от жуткого грохота и матерных криков. В комнату ворвался Добровский.

После той страшной ночи актриса ушла от мужа к своей подруге и подала на развод. В Тверском суде рассмотрение дела долгое время откладывалось и переносилось. Домбровский нанял сразу несколько адвокатов и приложил все силы, чтобы Литвинову лишили родительских прав. Однако суд все-таки постановил оставить ребенка с матерью[align=left][/align]

0

2

Отец — Мурат Аминович Вергазов (1944—1969);
мать — Алиса Михайловна Литвинова (1943 г.р.)
муж — Александр Антипов(1970 г.р.), кинопродюсер
муж (2000—2006) — Леонид Добровский(1967 г.р.), бизнесмен;
дочь — Ульяна (2001 г.р.)

0

3

Дата рождения: 12 января 1967
Родилась в Москве в семье врачей. Впервые снялась еще в девятом классе в рекламе драгоценностей.
В 1989 году окончила сценарный факультет ВГИКа (мастерская К. Парамоновой, И. Кузнецова).
Написала сценарии более чем к десяти фильмам, в том числе и к нескольким фильмам Киры Муратовой, в которых также снималась как актриса.
Известность пришла к ней после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман». В июне 2002 вместе с фильмом была удостоена Государственной премии РФ.
В 2004 году дебютировала как режиссер, поставив фильм «Богиня: как я полюбила».
В 2005 году сняла несколько музыкальных клипов певице Земфире.
Заслуженная артистка Российской Федерации.
Разведена, имеет дочь Ульяну

Женщина-дива, "женщина-стиль", особая, "другая" женщина. Рената Литвинова - культовая фигура 90-х, самая загадочная и модная актриса современного российского кинематографа, талантливый режиссер собственного образа. Все, что она делает, неизменно привлекает внимание. Она одновременно и больше и меньше, чем просто актриса. Ее облик словно возвращает к тому моменту в истории кино, когда захваченность лицом и образом повергала людей в смятение, - ее пластика, интонации и истории не укладываются в стандартные, привычные рамки зрительского восприятия. Отстраненная, таинственная, знающая о чувствах, но блистательная при их отсутствии, она с легкостью овладела пустовавшей нишей "movies star". В ней с редкостной законченностью воплотился этот феномен XX века, явление, прежде всего, массовой культуры и общественного сознания, включающий в себя совершенно новые взаимоотношения между исполнителем и персонажем, тотальную идентичность, которая влечет за собой легенду и миф.

Рената Литвинова, живущая сама по себе, но принятая в общее сознание, никого не оставляет равнодушным. Сценаристка, строящая актерское существование по собственным законам, соединяющая в своей индивидуальности талант, ум и красоту, бурную личную жизнь, раннюю славу, яркое присутствие в свете, обречена или на ненависть, или на любовь. Что же является сутью женщины, провоцирующей столь неоднозначные, но яркие эмоции - от полного неприятия до крайних форм истерики и обожания? "Наверное, на одну свою половину я в самом деле не от мира сего. Зато вторая моя половина воспринимает окружающую действительность вполне адекватно. Чтобы меня понять, надо прочитать написанное мной. А слова, произнесенные вслух... В речах можно прикидываться кем угодно, играть любую роль. О человеке нужно судить по его делу. О художнике - по картинам, о режиссере - по фильмам. Поскольку я киносценарист, то лучше всего обо мне, наверное, расскажут мои работы. В творчестве нельзя скрыться, нельзя играть. Почитайте то, что я пишу, и вы очень много узнаете. Не все, конечно, но многое".

Рената Литвинова почти приоткрыта - не утаивает ни свое происхождение, ни возраст. Она родилась 12 января 1967 года в 10 часов 45 минут в Москве, в семье врачей, никто из родных не имел никакого отношения к кино. Отец - татарин, отсюда и восточное имя, и ощущение восточной крови. Детство помнит, но не любит: "Про школьные годы я бы сделала фильм. Ничего хуже в моей жизни потом не было. Никогда уже не было так страшно, как вот именно в детстве. Беспросветное одиночество... Я помню, умер Брежнев. А мне рассказывали, что, когда умер Сталин, все плакали и гудок гудел. И тут тоже загудел гудок. И я высунулась в форточку и жду, вот сейчас заплачу. И со мной не произошло этого. Что помню. Тащусь с портфелем из школы, между домами старыми. Гудок этот помню. Еще были какие-то постановки на радио... И кажется даже, у нас телевизора дома не было. Хотя я точно знаю, что он был. Но я его не смотрела. Подружки были. Дуры, глупые. Ну и я, конечно. Я им истории рассказывала. Ужасы всякие. Все время за мной кто-то ухаживал. Мальчишки, юноши. Еще была игра "Зарница". Ты должен ходить с погонами, отдавать честь. Я ее никогда не отдавала. Кстати, такое сочетание слов".

Во ВГИК поступала сознательно и сразу на сценарный факультет, решив, что кино - ее единственный выбор в этой жизни. "Я не могла представить, что смогу заниматься чем-то иным". "Ни актрисой, ни балериной, ни певицей - ничего такого в детстве я не хотела, но это был особенный момент. Ты же идешь в кино, чтобы что-то сказать, и, если у тебя есть возможность это сделать, - почему от этого нужно отказываться?" "Я всегда предпочитала контролировать процессы. Я всегда что-нибудь сочиняла и думала, что, если я буду сценаристом, значит, смогу что-то контролировать".

Литвинова в двадцать с небольшим лет, обладая оригинальным, очень подвижным сценарным мышлением, полностью отказывается от социальности, основы советской драматургии, при этом удерживает равновесие, не впадая в постсоветский "стеб". Она находит свою нишу уже в драматургии, уйдя от обьщенности в новую атмосферу и новые состояния, выражая драматизм современной действительности через "что-то, связанное с женщинами". В ее технике проявляется неумышленная пластика, медленно поднимающаяся на поверхность из словесной глубины и формирующая ритмическую организацию будущего фильма. Актрисы, снимавшиеся в фильмах по ее сценариям, не говоря уже о героинях, воплощенных ею самой, всегда получали призы на фестивалях. Она пишет сценарии, в которых почти нет мужчин. В любом искусстве, создаваемом женщинами, мы привыкли видеть мелодраму, переживания, связанные или с бытом, или с противоположным полом. Рената Литвинова же полностью исключает мелодраматический момент - ее произведения до краев наполнены жестокостью.

За очень короткий срок молодая девушка превратилась из соавтора полуэкспериментальных фильмов параллельного кино ("Ленинград. Ноябрь", "Трактористы-2") в создательницу собственного течения в киноискусстве, перейдя из тени сценарной профессии в ярко освещенную светскую жизнь. Литвинова наделяет своих героинь независимостью и решительностью, они становятся способны на такие поступки, о которых мы не могли помыслить всего несколько лет назад. "Мне всегда было интересно наблюдать за человеком, за тем, что им движет. Мне интересен такой отрезок жизни человека, когда он или умирает, или делает какие-то ужасные поступки. Меня интересует темная сторона человека, то, что у вас внутри, то, о чем вы боитесь сказать, не хотите, чтобы про вас знали, - это зажигает мое воображение. Мне кажется, для драматурга это поле, я вижу там большие драматургические возможности. Черное, патологическое - то, что меня волнует. Может быть, я такая сама по себе, стою на грани патологии, может быть, я патологична - меня это не страшит".

Жанр ее картин почти невозможно определить. Все искажено до неузнаваемости - и время и пространство. Здесь царит абсурд, иррациональность, полностью вытесняя бытовое восприятие действительности. Ее фильмы, исключения из общих правил, глубоко индивидуальны, у нее не может быть ни последователей, ни подражателей, ее стилистику невозможно повторить. "У меня нет никаких приборов, только я сама, моя душа, то, как я чувствую. Знаете, в школе разрезают несчастную лягушку, что-то там на нее капают, и у нее мышцы дергаются - вот, мне кажется, я что-то такое на себя капаю".

Особенность ее неординарного взгляда на мир, сила таланта позволили Литвиновой выйти на новый уровень самореализации. Она стала актрисой, не прилагая никаких усилий, ценя при этом жизненный и профессиональный опыт сотрудничества с самыми яркими режиссерами своего времени. "Для меня важно не просто появление на экране, а то, что в результате этого я смогу приобрести". Если в профессии сценариста Литвинова открыла новый стиль и новую харизму, то в актерстве она воплотила типологические компоненты женской мифологии. Ее первая роль медсестры Лилии в фильме Киры Муратовой "Увлеченья" стала сенсацией, но для нее превратилась в ярлык и проклятие "женщины-стиля". Многие не заметили, что в сплаве естественности и искусственности этого образа режиссер увидела кривое зеркало, отражающее современный этап нашей жизни. "Рената такое органично-манерное существо. Мы Ренату будем защищать! Она - добрый ангел картины. Она из тех личностей, которые меня сразу цепляют... Рената - красавица, у нее просто мания красоты. Это прекрасно!"

В "Увлеченьях" появилась новая, нестандартная актриса, жившая на экране совершенно иной жизнью, чем все, ее окружавшие. История создания фильма довольно известна. Рената Литвинова пробовалась на роль циркачки Виолетты, но не подошла. Кира Муратова: "На циркачку нужна принцесса, а Рената - не принцесса, она королева. Но до того не хотелось ее терять, что героиня раздвоилась: задумана одна девушка, а стало две. Женя Голубенко, соавтор сценария, придумал персонаж "медсестра" и ее "увлечение" моргом. Я спросила: "Рената, вы хотите сыграть медсестру, влюбленную в этого жокея, упавшего с лошади?" Она говорит: "Да, хочу, но не хочу быть в него влюбленной". Это от античности у нее, от греческой трагедии: надо страдать, не искажаясь чертами лица, не показывая своих страданий. А потом она, оттолкнувшись от морга, написала множество монологов. Отобрали четыре". В них было все: и психология, и медицина, и любование смертью, и наслаждение одиночеством, и восхищение патологией. Лилия не знает внешних раздражителей, ей больно только от собственных внутренних ощущений. Ее неизлечимый недуг, влечение к мертвой природе, стремление к финалу - естественный процесс. Все конечно. Она не боится смерти, неизбежной и ожидаемой, она боится жизни, которая забирает красоту, не щадя никого. Превратив свое увлечение в профессию, Лилия отдается своей страсти ежедневно, постоянно ощущая холод морга, слушая тишину больницы, постигая свое одиночество. "Морг - это хорошо. Прохладно. Вообще у нас очень сильные патологоанатомы, и сегодня я там тоже была по поводу одного нашего пациента, молодого мужчины. Каждый раз мне все это смотреть уже наскучило, и тогда я стала смотреть в лицо умершему, когда ему это делали, и оно у него было такое... сморщенное, как будто он еле терпит, а когда все закончили и зашили, лицо у него так разгладилось, словно ему наконец-то настало облегчение. Правда, сегодня была такая хорошая патологоанатомша. Так она все виртуозно делает, сильная, сильнее любого мужчины, так она все проделывает, что можно засмотреться на нее и даже странно: на таком посту - и красавица! О, ею все любуются!.. Ее серьезному лицу..." Изысканная, томная пластика, вкрадчивая неспешность речи, странность ее оборотов - удивляло все. Образ, лишенный любых мотиваций, притягивал и поражал, невольно идентифицировался с самой Литвиновой. Красота мумии, влюбленной в пустоту, и ослепительная утонченность, невинность тягостных интонаций. В жизни ее постоянно спрашивали, не надоело ли ей жеманиться. Она отвечала, что только наигранное жеманство раздражает, а она так живет. "Эти монологи? Меня все спрашивают - это о себе? Всегда все пишут о себе, я так считаю. Хотя вот так конкретно - да, это со мной было, - я не отважусь сказать. Но все равно мои тексты - это часть меня. Я даже когда их озвучивала, меня так и переполняло: "Я согласна, я согласна!" Она на полном серьезе считает, что, сыграв что-то страшное, можно от этого избавиться в жизни. Изысканный слог ее монологов, мощную энергетику некоторых оборотов невозможно долго забыть. "Перечитывать хорошо написанные фразы - да, здесь таится наслаждение... А насчет моих текстов - я их не отделяю от реальных событий, под всем подписываюсь, произошло это со мной в реальности или нет - все равно это мое. Я думаю, вот убиваешь героя на бумаге, потом он умирает на пленке... Если бы я оставила его в живых, все то же самое случилось бы со мной, только в реальности".

Следующая роль, Офа в "Трех историях", принесла новое определение - "роковой женщины". Скорее всего, из-за красного платья в фильме, из-за черных чулок, орудия убийства, ярко-алой помады, высоких каблуков, голоса с придыханием... После этой картины Кира Муратова заметила: "Рената - настолько художественно законченное явление и все, что от нее исходит, настолько окрашено ею, что она тут же становится мне близкой. Потому что она - совершенство. Она так разговаривает, она так красива. Я вообще-то красавицами не интересуюсь, но она характерная красавица. Она чудачка. В ней есть то, что я вообще люблю в людях, - острая индивидуальность". "Офелия" - центральная и самая динамичная новелла - держит весь фильм, сама Офа - одна из самых популярных героинь Ренаты Литвиновой, принесшая ей и "заслуженное звание" секс-символа, и победу у читателей журнала "Премьер". Молодая, красивая девушка поражена эмоциональной патологией, обретшей физическую форму. Моральная травма, пережитая в детстве, перерастает в ее сознании в жестокость и любование смертью. Маньячка, получающая бесконечную радость и ощущение собственного превосходства только в процессе убийства, выбирающая своих жертв и карающая их. Посвятившая свою жизнь мести, Офелия сознательно отказывается от любых близких отношений, считая дружбу лишь отвлечением от своей главной жизненной задачи - найти бросившую ее мать и наказать. В чем-то искренняя, прямолинейная, она не стесняется в высказываниях. "Этой планете я бы поставила ноль". Сначала убивает девушку, только что отказавшуюся от своего ребенка, затем находит свою мать, чтобы подарить ей "красивую смерть". Сталкивая неуклюжую толстуху в воду, выполняя свою жизненную программу, Офелия испытывает долгожданный оргазм. Кадры фильма заполнены насыщенным цветом, агрессивным сочетанием красного и белого. Стерильная униформа в роддоме, белые волосы. Красная помада, красное платье, красная сумка. "Моя история - история маньячки. Прекрасной маньячки в красном, которая "работает" в этой жизни как судья. И убивает лишних женщин. Такой очерк одного характера. Но в нем нет неприязни к несчастливым людям: в нем есть гнев, снисхождение, жалость и безжалостность - высокие чувства". "Я не такая, как моя героиня. Она существо нечеловеческое, с придуманной манией - миссией истребления. Она не женщина, она не человек, она навеки больна, обижена: с самого рождения ее никто не любил. Ее никто не любит и сейчас. Она как лишняя здесь. И она убивает лишних, подобных себе, одиноких, никчемных женщин, бросающих своих детей. Она как персонаж божественных трагедий из сегодняшних дней. Холодна и по-безумному справедлива. Я же не такая. Хочется думать, что я не безумна".

Успех "Трех историй" принес двойной эффект: с одной стороны, возросла популярность. С другой - как будто более четко обозначилось амплуа. Рената Литвинова сделала неожиданный ход. Она появилась в роли медсестры Альбины в телевизионном "народном" фильме Александра Митты "Граница. Таежный роман", вечной человеческой истории, независимой от времен, но погруженной в семидесятые годы. Александр Митта: "Рената Литвинова - удивительный человек. Она все делает по-другому". В киноверсии сериала роль Литвиновой была сокращена до нескольких эпизодов, но, несмотря на это, именно она была представлена в номинации Национальной премии кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен" за 2001 год.

За последние два года в ее жизни произошло несколько важных событий. Литвинова сняла как режиссер документальный фильм "Нет смерти для меня" (характерно, что первая статья о Ренате в журнале "Столица" в 1992 году начиналась со слов "Она умрет скоро"), посвященный пяти советским актрисам - Нонне Мордюковой, Татьяне Окуневской, Вере Васильевой, Лидии Смирновой и Татьяне Самойловой, размышляя о мимолетности славы, недолговечности физической красоты, опровергая факт человеческой ненужности. Она повторно вышла замуж, окончательно развеяв слухи о своей бисексуальности (о муже: "Иметь рядом с собою такого мудрого мужчину, который тебя не глушит, как рыбу на Дунае, - огромное счастье"). Произошло и самое важное событие - она стала мамой (ее дочь Ульяна родилась сразу же после съемок Ренаты в клипе Аллы Пугачевой "Речной трамвайчик"). На экраны вышел и самый ожидаемый фильм 2001 года - картина режиссера Рустама Хамдамова "Вокальные параллели", снимавшаяся более трех лет под покровом сплошной тайны. Режиссер-миф, художник невероятной тонкости и глубины, совпал с искусством, философией и миром Ренаты Литвиновой. Известно, что фигура ее героини возникает между сюжетно не связанными эпизодами: "Я там соединяю музыкальные части своими комментариями. Иногда они, конечно, очень теоретические и формалистские - в лучшем смысле, такие эстетско-формалистские, а иногда это парадоксально-полубезумные монологи. Например, как нужно продвигаться в этой жизни, как использовать мужчин и женщин... Я даю такие поучения. Например, что несчастье - заразно или как нужно пить и как нужно петь. Я там достаточно хищная, даже агрессивная, ведь люди плохо усваивают мои уроки. Удивительно, что эта бывалая женщина совсем не похожа на меня в жизни, но Рустам так меня видит. Наверное, это тот образ, который нравится мужчинам!"

В последних интервью она все время объясняется в любви к Хамдамову и его "фильму-стилю": "Он - человек совершенства". Фильм-концерт, эстетский проект может подарить зрителям совершенно новый облик Ренаты Литвиновой. В новом фильме "Небо. Самолет. Девушка" Литвинова участвует как продюсер, сценарист и актриса. Это новая вариация пьесы Эдварда Радзинского "104 страницы про любовь", полуримейк-полуадаптация. По поводу своей "многофункциональности" Литвинова говорит, что "задача - по максимуму реализоваться, а какими путями я буду этого достигать, мне совершенно безразлично". "Моей струи я еще не ощущаю. А зачем надо быть в струе? Мне кажется, это скорее неправильно. Надо быть отдельно. Красивым водопадом. Или рекой. Или даже морем. Или небом. Или самолетом. Я себя ощущаю красивым серебристым самолетом". Рената Литвинова обладает редким даром - она не боится быть самой собой. "Современница из прошлого", не покидающая страницы глянцевых журналов, лучшая модель стиля "vintage", чью манеру называют манерностью, принимая естественность индивидуальности за нарочитость из глупой привычки к раз и навсегда усвоенной норме. Понимать стиль только как внешний и яркий имидж в случае Литвиновой глубоко ошибочно. Стиль как личность, стержень облика, гармония с самой собой и миром, стиль как самоопределение в жизни и умение доводить все начинания до конца? Несомненно, феномен Ренаты Литвиновой, уникальность ее образа состоит не в том, что звездой поколения 90-х стала сценаристка, снявшаяся в нескольких "арт-хаусных" фильмах, не в том, что она мастерски срежиссировала собственную жизнь и судьбу, но в том, что, отразив в себе все взлеты и падения современной ей эпохи, она смогла максимально воплотить и реализовать себя, преодолевая пустоту и суету обыденного бытия. То, что воспринималось многими как поверхностность имиджа - яркость индивидуальности, интонированность голоса, ломкость пластики, - по сути, идет из глубины стиля как отражение личности, знающей одно из самых редких и прекрасных чувств на земле - ощущение полета.

Она старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких высказываний. Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. На все вопросы Рената отвечает лукаво: "Он просит говорить, что он инженер". Но совершенно очевидно, что инженер не подарил бы жене огромный черный "мерседес". (Сотрудников ГИБДД просим не беспокоиться: Ренату возит шофер.) Летом 2001 у них родилась дочь Ульяна. Еще она покупает старые лампы ("Я их просто люблю") и уверяет, что видит вещие сны про людей ("Зачем мне эти файлы присылают?"). - Но как человек большого кино, она еще даже не начинала, - говорит Соловьев. - Рената человек авторского кино. И сколько бы она ни тусовалась с новыми русскими, она никогда в жизни не будет делать блок-бастеры. У нее есть цикл рассказов о собственной бабушке. Это грандиозная сценарная проза, которая по-настоящему может быть реализована только в кино. Потенциал ее таланта пока вообще не использован. Как ни странно, у Ренаты пока не вышло ни одной книги. - Ой, это очень серьезно, - вздыхает она. - К этому надо несколько лет готовиться. Это будет моя третья жизнь. Или какая там?

0