Форум о Ренате Литвиновой - © RenataLitvinova-Forum "Влюбленные в Ре..."

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Биография

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Дата рождения: 5 ноября 1934 г.
Место рождения: Сороки, Молдавия
Родилась 5 ноября 1934 года в городе Сороки (Бессарабия, сейчас — Молдавия). Первая фамилия — Короткова. Изучала филологию в МГУ. В 1959 окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). С 1961 — режиссер Одесской киностудии. В 1985 — режиссер-монтажер на фильме Али Xамраева "Я тебя помню". Владеет французским языком. Живет в Одессе.

Один из ныне здравствующих выдающихся режиссеров советского (имея в виду территорию) кино. Современнейший Автор с уникальной и мгновенно узнаваемой манерой. Обладательница редкой "картины мира", цельного философского видения, выражающегося в по-своему радикальной киноэстетике. Умная, тонкая и мужественная женщина. Единственная автор-женщина в когорте "сумасшедших" авторов-режиссеров мира, на которых и держится современный живой мировой кинопроцесс.

0

2

МУРАТОВА Кира Георгиевна (р. 05. 11. 1934), режиссер.

Первая фамилия — Короткова. Родилась в селе Сороки (Бессарабия, сейчас — Молдавия). Изучала филологию в МГУ. В 1959 окончила режиссерский факультет ВГИКа (маст. С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1961 — режиссер Одесской к/ст. В 1985 — режиссер-монтажер на фильме Али Xамраева «Я тебя помню».

В 1994 удостоена почетного «Леопарда» МКФ в Локарно. Лауреат Российской независимой премии «Триумф-95».

Народная артистка Украинской ССР. Лауреат Гос. премии Украины.

Кира Муратова открыла когорту лиц: Шарко, Высоцкий, Русланова, Каюров, Попов, Говорухин, Лебле, Шатохин, Антонова, Жарков, Литвинова, Свенская. Открыла музыку О. Каравайчука, оператора Г. Карюка, смысл Одесской студии, несколько монтажных приемов, цветовых сочетаний, предметных мотивов. Первой закрыла в кинематографе тему «себя», что понял и Годар.

Хоть это и не совсем так, фильмографию режиссера уже принято начинать с 1968 года. В этот год кончилась «оттепель», все омрачилось, поскольку света все хотели только даром, а предложение расплатиться воспринимали как личное оскорбление. Но все «такие, как все» — это трусость, жадность, зависть. Вот Муратова и сняла об отсутствии трусости, жадности, зависти. «Короткие встречи» — фильм про счастье и как это понимают.

В 1971 году «застой» разросся, ничего не менялось ни в каждом из людей, ни от человека к человеку; прятались лишь за спиной оловянных солдатиков, то есть во вчерашнем дне, в «экранизациях». Муратова сняла сиюминутные «Долгие проводы» — про время и его власть, единственную власть на свете, и про правоту анархии. Явилась Шарко.

В 1980 году было совсем плохо. Муратова сняла «Познавая белый свет», где собирала клочки хорошего, из них строился белый свет. Но для этого нужно терпение, и он строился под девизом «За успех нашего безнадежного дела» (Камю, «Миф о Сизифе»). «Познавая белый свет» — самый беззащитный фильм Муратовой.

В 1983 году она сняла свою фамилию с титров фильма «Среди серых камней» про Короленко. После безнадежности идет жалость: «К людям надо относиться так, будто все они — больные дети» (Достоевский). Но она не хотела, чтобы ее жалели, и про это тоже сняла. Но никто и не собирался, потому что в 1983 году никого не оставалось, как в антиутопиях Хаксли и Оруэлла, и фильм порезали до принадлежности Иванову-Петрову-Сидорову. В титрах фамилия режиссера — «Сидоров».

В 1996 году началась Вальпургиева ночь, трупы правили бал, который сами же и устроили, и несли смуту. «Перемена участи» по Сомерсету Моэму — абсолютная ясность, что больше нет никаких понятий, никаких «трупов», «эмоций», «смут», «перемен». Ясно, что происходящее неподвластно понятиям «времени», «счастья», «терпения», «жалости» и происходит лишь «между». Фильм — про ясность промежутков между тайными участниками (адвокат, Мария, Филипп, Александр, немая, начальник тюрьмы, туземка...).

В 1989 году была «перестройка», все смешалось в доме Облонских, а сил-то не было никаких. Муратова сняла «Астенический синдром» — про то, сколько в голове мусора тараканов, про то, как все и вся друг с другом связаны, даже если жить не хочется.

В 1991 году затеплились надежды, забрезжили маленькие радости. Она сняла «Чувствительного милиционера» — про то, что каждый сам должен радость приносить, про то, что самому надо прилагать усилия и любить кого-то, холить и лелеять, про то, что вряд ли кто-то станет этим заниматься.

В 1994 году ничего уже не было — ни «перестройки», ни надежд. Смута все не кончалась, силы все не появлялись. Она сняла «Увлеченья» — про то, что все равно придется заниматься своим собственным делом, как ни крутись, про то, что все чего-то хотят, но никто ничего не может.

И вот 1997 год. Те, кто до сих пор ни с кем себя не связывает, и те, кто до сих пор не приложил усилий кого-то лелеять или чем-то заниматься, и те, кто ничего не может, совершенно естественным образом стали убивать друг друга почем зря. Вопросы «Кто?», «Кого?», «За что?» больше не стоят. Убивают все, всех и за все... Муратова сняла «Три истории». Она еще пропустила стадию повального воровства. Но об этом уже Гоголь прекрасно написал. Она сняла про то, что убивать стало так же легко, как пить и есть, стало фактически природой людей, а также про то, что никакая это не новость. Значит, можно и не убивать, только это становится подвигом.

В целом проведенная вивисекция абсолютно неправомерна, за исключением того, что подчеркивает «Перемену участи» как самый переломный среди всех переломных моментов (фильмов). Он действительно был кульминацией безоглядных поисков смысла. Дальше Муратова работала с оглядкой, «социализировалась». Это не упрек. Но вышеназванная вивисекция — только протест против отлынивания остальной кинокритики от даже приблизительных попыток осмысления творчества данного режиссера в целом.

0

3

Награды, призы и премии Киры Муратовой:

Народная артистка Украинской ССР.
Лауреат Государственной премии Украины.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Большая премия за 1987 год".
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Приз за режиссуру за 1988 год.
Премия "НИКА"-1991 в номинации "Лучший игровой фильм" за картину "Астенический синдром".
Специальный приз жюри "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля в 1990-м году за фильм "Астенический синдром".
Премия "Кинотавр" в номинации "Специальные призы в конкурсе "Фильмы для избранных?" в 1992 году за фильм "Чувствительный милиционер".
Премия "Кинотавр" в номинации "Специальные призы российского конкурса" в 1994 году за фильм "Увлеченья".
Премия "НИКА"-1995 в номинации "Лучший игровой фильм" за картину "Увлеченья".
Премия "НИКА"-1995 в номинации "Лучшая режиссерская работа" за фильм "Увлеченья".
В 1994-м году удостоена почетного "Леопарда" на МКФ в Локарно.
Лауреат Российской независимой премии "Триумф-95".
Премия "Кинотавр" в номинации "Специальные призы за режиссуру" в 1997 году за фильм "Три истории".
Гран-при фестиваля "Кинотавр" в 1997 году за фильм "Три истории".
Премия Российской гильдии кинокритиков "Золотой овен"-2002 в номинации "Лучшая режиссерская работа" за фильм "Чеховские мотивы".
Премия жюри ФИПРЕССИ на кинофестивале "Кинотавр" в 2002 году за фильм "Второстепенные люди"
В 2004 году президент Украины Леонид Кучма наградил кинорежиссера Одесской киностудии художественных фильмов, народную артистку Киру Муратову, высшей государственной наградой — орденом Ярослава Мудрого IV степени "за значительные личные заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в кинематографии".
Премия "НИКА"-2005 за фильм "Настройщик" в номинации "Лучшая режиссерская работа".
Премия "НИКА"-2005 за фильм "Настройщик" в номинации "Лучшая сценарная работа" (совместо с Сергеем Четвертковым и Евгением Голубенко).

0

4

Фильмография

Режиссёрские работы
1962 — У крутого яра
1964 — Наш честный хлеб
1967 — Короткие встречи
1971 — Долгие проводы
1972 — Russia
1979 — Познавая белый свет
1983 — Среди серых камней
1987 — Перемена участи
1989 — Астенический синдром
1992 — Чувствительный милиционер
1994 — Увлеченья
1997 — Три истории
1999 — Письмо в Америку (короткометражный)
2001 — Второстепенные люди
2002 — Чеховские мотивы
2004 — Настройщик
2005 — Справка (короткометражный)
2006 — Кукла (короткометражный)
2007 — Два в одном
2008 — Мелодия для шарманки

Сценарии
1962 — У крутого яра
1967 — Короткие встречи
1979 — Познавая белый свет
1987 — Перемена участи
1989 — Астенический синдром
1992 — Чувствительный милиционер
2001 — Второстепенные люди
2002 — Чеховские мотивы
2004 — Настройщик

Актерские работы
1967 — Короткие встречи — Валентина Ивановна
1969 — Опасные гастроли
1987 — Сад желаний

0

5

Творческое кредо

"Для режиссера — не только для меня, вообще для режиссера, мне кажется, типичен такой парадокс: нужно сочетать в своей психике две крайности. Одна из них называется "мания величия", другая "всяк сверчок знай свой шесток". Понимаете? Очень важно сопрягать эти две крайности в своем сознании. Без мании величия, тайной или явной, скрываемой или афишируемой, невозможно в режиссуре ничего сделать. А с другой стороны, нужно знать свои очертания, свои контуры, свои ниши, границы и в них втискиваться со всей своей манией величия. Для меня, например, это обязательно. Может быть, другие такое правило тоже практикуют. Думаю, все практикуют, но, может быть, не все осознанно. Когда речь идет об искусстве, наивно считать, что кто-то говорит правду, а кто-то неправду. Правды нет никакой, вообще нет! Есть мироздание и его хаос, понимаете? И человеческий мозг не может постичь всего. Сколько бы мы ни говорили, что малейшая молекула создана по образцу мироздания. Тем не менее "малейшая молекула" не может постичь мир, но хочет постичь. И искусство так же, как религия, дает утехи, утешения. На разных уровнях. И то, что является правдой для одного уровня сознания, что называется, для "простого зрителя", будет лакировкой и неправдой для другого уровня сознания, настроенного на правду. Но носитель такого сознания тоже никакой правды не получает, потому что его мозг тоже ограничен. Нельзя назвать ни "правдой", ни "неправдой" ту модель, которую ты накладываешь на мир. Она все равно его "лакирует", пусть даже в очень грустном варианте. Модель организует мироздание, чтобы мозг его воспринял и утешился — утешился хотя бы, так сказать, игрой ума. Пусть это будет очень грустно, очень печально, но радость формы дает радость мозгу, и это утешает. Любое искусство не является правдой, любое искусство является тем или иным уровнем лакировки модели мироздания, которое мы не можем охватить разумом".

"Первостепенные люди — те, кто преуспевают. Не только материально — всячески. Вот я — режиссер и должна снимать кино, но не снимаю. Значит, не преуспеваю".

0

6

Клёва.. а интересно есть место существованию такой цепи чувств - Влюблённый во Влюблённую в Ре.. вобщем, Вы  опять молодец, товарищ Влюблённая, вот. добра.

0

7

стихия написал(а):

Влюблённый во Влюблённую в Ре..

Мило,спасибо... :blush:

0

8

Кира Муратова – экскурсия по Зазеркалью

Во времена существования СССР Киру Муратову обвиняли в «социальной ограниченности» и «идейной инфантильности», в излишней надуманности и одновременно абсолютном отсутствии какой бы то ни было глубины. Сегодня времена поменялись. Поменялись люди. Поменялось и их восприятие мира. И теперь этим же персонажам приписывают психологизм, достойный Достоевского, и необъятность внутреннего мира. Временная пропасть длиной в 30 лет похоронила идеологическую пристрастность и наконец позволила взглянуть на мифотворческую реальность Муратовой другими глазами.

С неповторимым творческим темпераментом Муратова создала своими картинами совершенно иной мир, где даже логика сломана, подчинена сознанию режиссера и во многом вывернута наизнанку. Порой до болезненного мрачные, порой до рези прекрасные картины рисует воображение режиссера. Казалось бы, что общего между «Долгими проводами», «У крутого яра», «Тремя историями», «Настройщиком»?

Однако то, что называют творческим стилем и собственным видением мира настолько сильно в работах Киры Муратовой, что сама реальность становится пластичной и податливой. Все ее картины, несмотря на свою разножанровость, на различие настроений, оставляют привкус узнаваемого и знакомого явления. Ей удалось фактически создать собственную вселенную, которая живет по собственным законам, дышит в собственном ритме. И ритм этот очень отличается от привычного нам.

Все ее истории, неизменно являются отражениями нашего мира, но словно бы проходят через одно и то же кривое зеркало. Щелчок и зритель растворяется в персональном Зазеркалье имени Киры Муратовой, по которому можно ходить только на цыпочках, робко подглядывая из-за портьеры за жизнью героев. По-другому не получится: хрупкие иллюзии не терпят грубого воздействия. Тонкая киноэстетика не переживет варварского отношения.

За этой зеркальной поверхностью герои Муратовой в буквальном смысле находятся по ту сторону добра и зла. Там нет места оценкам. Муратова лишь направляет внимание зрителей на те или иные мелочи, которые под ее взглядом приобретают гротескную мощность и важность. Самые простые бытовые неурядицы перерастают в сложные и запутанные проблемы, линейные отношения трансформируются в невероятно ёмкие в психологическом плане взаимодействия. Так например, в «Коротких встречах» Максим и Валентина Ивановна конфликтуют именно потому, что имеет место некое нравственное посягательство последней на свободу личности. Подсознательное желание вогнать Максима в рамки своего мира, лишить его индивидуальности превращается фактически в трагедию.

Некогда Муратовой приписывали неестественное для СССР заимствование западных персонажей и характеров. Газеты и журналы кричали об искажении советских реалий жизни. В каком-то смысле так и было. Все герои Киры Георгиевны - по-своему диссиденты. Не внешние, так внутренние. Но при этом лишенные показушного пафоса борьбы. Замкнутые на себе, заключенные рамками общества или же собственного сознания, персонажи Муратовой кажутся цветными картинками на черно-белом фоне. Быть может, только они и являются живыми, настоящими, все же остальное - картонные декорации, созданные лишь для удобства восприятия действительности.

Изгоняя фальш всей силой своего таланта, Кира Муратова пыталась постичь человека как индивида, как личность, как психологический феномен, как психопатическую сущность... И каждый раз у нее получалось сделать это по-новому. В какой-то мере это достигается извечной недосказанностью, которая так привычна для картин этого режиссера. И именно это долгое время не давало критикам спокойно спать. Приемля лишь линейную логику, ее фильмы ругали на все лады. Сегодня же Кира Муратова прочно вошла в когорту элитных режиссеров, снимающих умное кино, доступное не широкому кругу зрителей, а людям, жаждущим, а главное готовым потратить свои душевные силы на переосмысление увиденного.

Влада Гриневски (С)

0

9


Майя Туровская
«Низзя»
Абдуллаева Зара. Кира Муратова: Искусство кино. - М.: НЛО, 2008, с. 90-94

           Кира никому не давала себя жалеть. Такова была ее форма вопрекизма. Я расскажу маленький сюжет. Мы были когда-то, в конце 80-х, в Кретее на фестивале женского кино. Разгар феминизма, а это страшная сила: все бабы стриженые, говорят, что мужиков не существует, их надо вообще исключить... И вот Кира Муратова показывает свои фильмы, в том числе «Короткие встречи», как бы самое простенькое, нормальное кино, почти советское. Все сидят, естественно, на полу, рядом ползают дети этих феминисток. После просмотра бабы встают и говорят: «Да, нет воды, это фрейдистский символ, отсутствие сексуальности, недостаток того-сего...» Кира слушала-слушала, потом встала и говорит по-французски, она же все-таки румынка, французский у нее не заемный: «Я тут слушала про символы, а у вас в городе когда-нибудь отключали насовсем воду? Так, что вы не знаете, будет она вообще или нет. А соленая вода у вас когда-нибудь шла из крана? А у нас это — реальность. Это к символам не имеет отношения. У нас воду часто отключают между прочим».

         Ее нежелание принимать эту эпоху цветущего интеллектуального отрыва от реальности — то, чем все занимаются и за что деньги платят (а деньги-то платят только за это) — было очень твердым. Она не хотела входить в этот слой. Она всегда — в качестве протеста — все ставит «ногами в реальность». Я это наблюдала, будучи с ней в первый раз за границей. Как она осаживает! И в России она точно так же осаживала. Об этом надо сказать. Когда ее начинали жалеть и говорить: «Ах, бедная, работала библиотекаршей», она спуску не давала. У нее такое человеческое устройство. А кино Муратовой основано на человеческом устройстве. В ней самой очень много вопрекизма. Она поступает против ожиданий, все — наоборот. Я ее знаю мало и очень издали. Но с ней ладила, мне было просто. Конечно, она человек внутренне сложный. И ее самоутверждение проходит через нежелание включаться в поток... ну, всякий., и сочувствия, и всего... Может быть, если б ей феминистки сказали, что она сняла фильм о том, что в Одессе нет воды, она бы возразила.

           У Киры все очень-очень непросто. Есть люди, которые ее любят, но я не об этом. Она делает даже не авторское кино, а кино авторского своеволия и, действительно, авторского «терроризма». Она заставляет зрителей смотреть на то, что хочет показать. Но вот смотришь «Познавая белый свет», какая гармоничная картина. Производственная тема, рабочий класс, а как там все преображено, обращено...
90

          Исследовать пограничные темы, которые занимают Киру, — убийство, жестокость, — очень интересно. На самом деле и в массовом кино этого навалом. Но в качестве шока мы все это стали воспринимать только в муратовском кино. Я думаю, она возвращает этим ситуациям смыслы каких-то личностных коннотаций. Это не смыслы убийства как такового или жестокости запредельной — к реальному убийству ее ситуации отношения не имеют. Мне кажется, что в последней новелле из «Трех историй» эта девочка, которая бежит, когда дедушку отправила на тот свет, и говорит «низзя, низзя», — это Кира. Маленькая Кира, она на девочку потрясающе похожа. Или девочка.на нее. И вот это жаргонное произношение «низзя» вместо «нельзя» не случайно. Все, что делает Кира, она делает против «низзя» — того или иного, пятого или десятого...

          Мне кажется, что именно таков запускающий механизм ее кино. Вот она делает страшный фильм «Астенический синдром», потом — «Чувствительного милиционера», где так чудно играет актриса Ирина Коваленко, свободно, легко и гармонично (как, например, и Русланова в «Белом свете»). При этом картина совсем не гармоническая, там есть все Кирины настырности или, как вежливо говорят, «экстраваганцы», отчего зрителям иногда хочется убить режиссера.

          Кира всегда хочет довести зрителя до белого каления. Нейтральный зритель ее никогда не устраивает. Она тем или иным способом доводит его до точки кипения. Вообще на все ее фильмы — «добрые» или «злые» — надо идти с Макаровым. И стрелять в экран. Это, конечно, метафора, но ее кино так сделано. Вот я смотрела «Чеховские мотивы» взахлеб, замечательная картина. Но у Чехова нет такой оппозиции к читателю, он не приглашает его к барьеру — он как бы на него не обращает внимания, живет сам по себе. А Кира взвинчивает провинциальность персонажей, их «местное» произношение, которое многие просто не выдерживают. Вы же понимаете, что одно дело «Неоконченная пьеса для механического пианино», где чеховский герой существует в своем как бы прекрасном обличий. А другое дело — тут, когда он — в обличий и произношении совсем не в прекрасном. То, что у Чехова существует в режиме диагноза, у Муратовой — в режиме взрывоопасности.

          Мне кажется, что Кира все время «идет на грозу». Она — режиссер, который — для того чтобы с вами общаться, должен взорвать ваш внутренний мир. Она общается на уровне разорвавшейся гранаты. И до тех пор пока вы не взорвались, вы не есть зритель Киры Муратовой.

          Я очень люблю многие ее фильмы и воспринимаю очень остро. Думаю, что она их для этого и делает. Вы же помните, — Зину Шарко никто особенно не трогает. Но нет, она будет стоять до тех пор в зале на этом концерте, пока все не взорвутся. Шарко блистательно воплотила то, что есть в самой Кире и что я лично воспринимаю очень сильно. Кире нужен взрыв. И это — назовите как хотите — ее режиссерский прием или режиссерский посыл, говорит
ли она о злом или добром. Причем у нее и злое, и доброе реально присутствуют — чего вообще в современном мире уже почти нет. Кто еще помнит, что такое зло и добро? А у нее есть «добрые» фильмы, как «Чувствительный милиционер», и есть «злые», как «Три истории», которые о как бы плохом и как бы хорошем. Как бы! Мы ведь тоже как бы постулируем, что есть плохое и хорошее. Но она обязательно и то, и это доводит до упора.
       
  Кира — маньяк самореализации. «А я так хочу» — вот ее кредо. Да, конечно, это безусловно женское начало. Для меня ключик ко всем фильмам Киры — это девочка в третьей истории, которая действует, как террористка.

         Очень важен в ее картинах диалектальный акцент. Он тоже носит характер вызова. Для русского уха — это непрерывная оплеуха. И Кирина перенасыщенная — кичевая — среда, особенно в «Астеническом синдроме», это тоже вызов нашему зрительскому «низзя» — ключевое слово к ее внутреннему миру. Тут можно на что угодно сослаться — тут и угнетенность советской властью, и гонимость, и Румыния, где все так ярко, и темперамент, и «женская доля». Тут много перекрестков. Она использует либо сюжетный ход, либо кич, либо диалект, либо одно и другое сразу, но каждый раз это должно ударять по мозгам, ушам, глазам. Ее кино на мирные отношения со зрителем не рассчитано.

         Я люблю условное или «остраненное» искусство. В этом смысле ее дистанции и гротески не имеют для меня.эффекта прямого попадания бомбы. Тем не менее ее кино и меня доводит до такого состояния, что я, собираясь на муратовский фильм, держу в кармане пистолет для ответного выстрела. Когда она вызывает такую реакцию, тут, как говорится, мы и встренулись.

         Кира вообще человек игры. Конечно, она провоцирует зрителя. А выступать перед зрителем... — раньше это ее очень раздражало. А жизнь меж тем была и непростой и, может быть, трагедийной... Помните ее отставленную ножку в «Коротких встречах»? В туфельке — лодочке... Вся Кира в этом: в «низзя» и в этой капризно отставленной ножке.

       Встреча с Ренатой Литвиновой была очень важна. Ее кладбищенские истории в «Увлеченьях» шикарные. Удивительно: Рената — холодная, плоская, но при этом умная. И она — персонаж, на который в художественном смысле Кира может положиться. «Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза. Лед и пламень». Они же в чем-то абсолютно противоположные. У Киры такой багаж, подтексты жизни. Как они смогли удержать свою разность?

         Киру очень трудно с кем-то сравнивать. На свою близость к Феллини она сама напросилась. Но по «самости» ее можно поставить рядом с Джармушем, например, с которым у нее нет ничего общего. Но Джармуш — всегда Джармуш. И Кира всегда Кира. Она относится к режиссерам-монадам. Она и есть монада.
У нее или нет контакта со зрителем, или есть, если он принимает правила игры. А я, принимая правила игры, не только принимая, но и любя их, точно знаю: если она меня не доводит, условно говоря, до пароксизма, то для меня ее картина не состоялась. На «Чеховских мотивах» мне так хотелось их всех убить, чтоб заткнулись. Великолепная картина.

         Нет, что я говорю, Кира — сложная и разная. «Познавая белый свет», например, — это чудо преображения, света. Это ее зенит. Она может быть нежной, доброй. К собакам, например. Она знает, что в пределе животное лучше человека. И дети. Хотя они в ее фильмах совсем не ангелочки. Собаки все-таки лучше, они не могут, как люди, господствовать. Они господствуемые.

         Про Герасимова она всегда говорит только хорошее. У нее есть кодекс чести. Поэтому и не хочет, чтобы ее жалели.

          Я уже говорила об актрисе, которая сыграла жену милиционера. Она меня поразила. Своей органикой, чуткостью, а это ведь идет не только от актрисы, но и безусловно от Киры. При всех ее атаках все-таки есть какие-то зоны, которые вас, зрителя, держат на другом уровне. Она режиссер многоуровневый. Только кажется, что она в основном эпатирует. В «Коротких встречах» она очень женственная, не в смысле сексуальная, а в смысле женского каприза: «Я вот такая». Вот там никакого очуждения нет. Там этот «свой каприз» давался ей легко.

         Возможно, у нее прошел пик тотальной непримиримости. «Настройщик», который мне очень нравится, менее провокативная картина. Даже возрастная. Персонажи такие смешные, глупые, такие-сякие... и молодой парень рядом со старушками. У нее всегда есть в фильмах опора — кто-то, вокруг которого, или на кого она себя опирает.

         Ее называют «формалисткой»... хотя она, скорее, авангардистка. Ну да, у нее очень считываемые приемы. Однако в ее фильмах всегда важен все-таки смысл приема. Она его употребляет обязательно для чего-то...

         Органика ее фильмов — расчлененная, но она это делает сознательно. Потому что свобода, — причем свобода как осознанная необходимость — есть ее режиссерское кредо. Эту свободу она реализует через систему тех или иных приемов. Она не только хочет, но и может вывести зрителя из состояния равнодушия.

        Кира — матадор. Даже не бандерильеро, а режиссер-матадор, который всегда взмахивает этим красным плащом. В ту сторону, или в другую. Делая «добрые» фильмы или «злые». Но если она не разъярила этого быка — своего зрителя, — ей неинтересно. При этом она изящна, женственна, все вышивает мелкой гладью, бисером, оставаясь матадором на арене.

          Индивидуальность становится темой, смыслом, центром всех ее сюжетов. Это как бы рифма к тому, что Достоевский назвал «свой каприз». Не быть лишь мыслящим тростником! Поэтому она исследует экстремальные ситуации. Я все думала, зачем так надо было Марии, которую сыграла Наташа Лебле, убивать в «Перемене участи» этого мужика? Зачем был так обязателен Кире этот необязательный рассказ Моэма? Что за маниакальность? Но мы думаем, что есть берега: хороший, плохой, злой... А для Киры, я думаю, быть собой, то есть свободным режиссером, — это абсолютная жизненная необходимость.


Владимир Баранов
Звуковое кино Муратовой

         Просмотр ретроспективы фильмов режиссера позволяет не только яснее увидеть и осознать масштаб творческой личности, но и отчетливей представить особенности авторского стиля, художественный почерк мастера. Так, благодаря приуроченному к юбилею Киры Георгиевны Муратовой показу всех ее фильмов1, начинаешь понимать, что Муратова – режиссер в значительной мере аудиальный, именно в этой плоскости, на мой взгляд, находятся ее основные художественные открытия. Этим можно объяснить и ее частое тяготение к черно-белой цветовой гамме: визуальная составляющая ее картин не должна привлекать к себе излишнее внимание зрителя, позволяя в большей степени сосредоточиться на звучании фильма.

       Звуковая палитра муратовских произведений чрезвычайно насыщенна, многообразна и выразительна. Даже грузовики в фильме «Познавая белый свет», по словам кинокритика Зары Абдуллаевой «дышат как живые, ревут, как хор плакальщиц» [1]. Важной составляющей звукового наполнения фильмов Муратовой является и замечательное музыкальное оформление: в первых двух фильмах («Короткие встречи», «Долгие проводы») – оригинальная музыка прекрасного композитора Олега Каравайчука, в дальнейшем – музыка из произведений Шуберта, Чайковского, Бетховена и др.

       Но все-таки, в первую очередь, Муратову занимает интонационная и тембровая окрашенность речи персонажей. Каждый герой ее фильмов является носителем уникальной и неповторимой интонации, а зачастую и неподражаемого голоса, тут можно вспомнить и Владимира Высоцкого, и Нину Русланову, и Зинаиду Шарко, и Ренату Литвинову, и Леонида Кушнира. Так, согласно Заре Абдуллаевой, в фильме «Долгие проводы» «Муратова поставила на индивидуальность актрисы с обыденной внешностью, но незаурядным голосом. Этот одинокий голос человека – капризный, набухший скандалом или отчаянием – одной лишь интонационной пластикой создавал образ женщины на грани нервного срыва. В этой роли Шарко можно только слушать» [2]. Добавлю, что только слушать можно голосовые партии практически каждого персонажа фильмов Муратовой. И именно в них, в надтреснутых или, напротив, излишне певучих голосах героев, заключено, по мнению Ирины Чичиковой, обаяние муратовских фильмов [3]. Обаяние внимательного, бережного отношения к чужой неповторимой манере общения, к хрупкой материи чужой речи, в которой зачастую в большей мере, чем в содержании произнесенных фраз, выражается сокровенная человеческая сущность.

---------------------------

1 Речь идет о ретроспективе фильмов Муратовой в одесском кинотеатре «Маски» в честь 70-летнего юбилея режиссера в ноябре 2004 года

          На одной из встреч со зрителями Кира Георгиевна сказала, что, подбирая актеров, она ищет, прежде всего, оригинальных, своеобразных и необычных людей. При этом, похоже, что особенности индивидуальной речи, манеры говорить имеют для нее преимущественное значение. Непривычная замедленность речи, странность (порой шокирующая) интонаций, повышенные тона, повторяющиеся рефреном фразы – эти и другие известные стилистические особенности фильмов Муратовой не имеют аналога в мировом кинематографе.
Если Федор Михайлович Достоевский, с точки зрения М. М. Бахтина, первым обратил внимание на личностно окрашенное слово героев романа, то рискну предположить, что Кира Георгиевна Муратова первая в советском кинематографе занялась разработкой неповторимой интонации героя. Если Луи-Фердинад Селин, согласно общепринятому взгляду, совершил революцию во французском романе, «преодолев литературу» и начав активно использовать арго, то подобный переворот в советском кино совершила Муратова, «преодолев кинематограф» и наполнив свои фильмы звучанием одесской улицы. Наталья Сиривля по поводу «Астенического синдрома» замечает, что Муратова впустила в свой фильм иррациональное начало «вместе с присущими ему эстетическими способами самовыражения, <...> словно давая реальности высказаться на свойственном ей языке и наблюдая со стороны, что из этого получится» [4]. Особенно ярким воплощением внеразумной стихии в этом фильме, по мнению критика, является «толстая завучиха в черно-золотом костюме с тонким, верещащим голосом и великолепно-безграмотным говором» [4].

       Как мне кажется, не случайно, что режиссер с чутким слухом «настройщика», Кира Муратова, живет и работает именно в Одессе с ее сочной и колоритной южной речью и прирожденной музыкальностью.

Литература

1. Абдуллаева З. Познавая белый свет // Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
2. Абдуллаева З. Долгие проводы // Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
3. Чичикова И. Скромное обаяние Киры Муратовой // Пассаж. – Сентябрь, 2002.
4. Сиривля Н. Астенический синдром // Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.

0

10

О Кире Муратовой

0